Литвек - электронная библиотека >> Збигнев Ненацкий >> Детские приключения и др. >> Пан Самоходик и загадки Фромборка >> страница 3
ОТВЕЧАЕТ НА НЕСКОЛЬКО ВОПРОСОВ • БРОШЕННАЯ ПЕРЧАТКА •ОДИН НОЛЬ В ПОЛЬЗУ БАТУРЫ


На следующий день я отправился в Лодзь, сразу после полудня. Я поехал на своей неуклюжей машине, потому что должен был быть готов ко всяким случайностям, когда я буду пытался установить личность таинственной дамы, которая была готова продать „брактеат Яксы“. Обстоятельства дела и, прежде всего, странный телефонный звонок директору Марчаку в связи с дукатом Локетека заставили думать, что меня ждет трудная головоломка. Я не пожалел, что загадки Фромборка прошли мимо меня. Тайники с сокровищами гитлеровских грабителей? Да, это звучит очень впечатляюще. Тем не менее, уверяю вас, что лозунг „Дукат Локетека“ может в равной степени вдохновлять каждого работника музея.

Дорога в Лодзь широка, проста и легка для водителя. Моя машина благополучно несла меня, и я знал, что она не преподнесет мне неприятных сюрпризов. Во время своего пребывания во Франции, в качестве награды за участие в распутывании секретов замка Луары, капитан Петерсен заказал итальянский двигатель для моего автомобиля и новую резину в итальянской компании Pininfarina[5]. Это стоило примерно так же, как новая элегантная Simca или даже Peugeot. Но я не хотел расставаться с моей неказистой машиной, которая так много раз спасала меня от различных опасностей. Я рассматривал ее как своего лучшего помощника и друга. Оснащенная новым двигателем и новыми шинами — как бы она могла меня разочаровать или перестать повиноваться? Я ехал по хорошей дороге и думал о задаче, которую получил от директора Марчака.

Я знал, что должен был сделать это аккуратно, с наибольшим тактом, потому что кто мог бы поручиться, что за этой историей не скрывается какой-нибудь знаменитый коллекционер. Однако на карту поставлены национальные сокровища, и была необходима информация о их происхождении.

Национальные сокровища. Под этим словом каждый воображает огромные залы музея или большие палаты Вавеля с гобеленами, картины старых мастеров, драгоценности, оружие, великолепную мебель, когда-то использовавшуюся королями. Но национальные сокровища, происхождение которых я должен был объяснить, мог бы спрятать в своей руке… ребенок. Да, даже кулак маленького ребенка был достаточно большим, чтобы спрятать это сокровище. Ни одна из этих редких и бесценных монет не превышала размер ногтя взрослого человека, и каждая была не намного его толще. И все же эти маленькие предметы охраняются в наших музеях так же, как великолепные гобелены и прекрасные картины. Они так же важны для истории культуры нашей нации. Их описание и фотографии можно найти во многих книгах и учебниках. Вы не найдете их ни в одном прайс-листе. У них нет цены.

Теперь вы понимаете, почему после первых слов директора Марчака я вскочил с кресла и слушал объяснения его с большим изумлением.

Денарий Мешко I. Первая польская монета. До тех пор, люди, населяющие Польшу, занимались меновой торговлей, или использовали арабские монеты, или еще более старые, римские, или просто кусочки серебра и разломанных украшений. И только Мешко I, вероятно, вскоре после крещения, повелел начать чеканить собственную монету, как тогдашние чешские и немецкие князья. Монеты с именем правителя, являются признаком суверенитета страны, доказательством существования княжеской власти не только перед чужими, но и перед своими подданными. Много ли было выпущено таких монет? Специалисты нумизматы считают, что было выпущено от двадцати до тридцати пяти тысяч денариев Мешко I. Сколько из эти монет дошли до наших дней? Кажется, во всем мире, — всего сорок семь. Но уже очень долго на крупнейших зарубежных аукционах не наблюдалось факта продажи этой монеты, что свидетельствует о ее необычайной редкости. Эта маленькая монетка насчитывает более тысячи лет. Как и польское государство. Она сделана из серебра, диаметром 18,8 миллиметра, весит всего 1,77 грамма. На аверсе видно как будто часть круга с крестом и искаженное имя польского князя. На реверсе — простой крест, с четырьмя сферами между его плечами.

Пан Самоходик и загадки Фромборка. Иллюстрация № 1

Но еще более возбуждающим воображение, был факт продажи музею К. денария с надписью „Gnezdun civitas“.

В истории польских монет он занимает второе место после монеты Мешко I. Денарий с надписью „Gnezdun civitas“ чеканился по приказу Болеслава Храброго, в честь знаменитого Гнезненского съезда в 1000 году. Его ценность, однако, превышает ценность денария Мешко I, потому что он уникален, другими словами, он существует в одном экземпляре. Единственная известная копия денария „Gnezdun civitas“ имеется в музее Эмерика Чапского[6]. Чапский был чрезвычайно богатым землевладельцем, который вложил все свои огромные активы в коллекцию польских монет. Умирая, он пожертвовал свою коллекцию государству и сегодня ее можно увидеть в Национальном музее города Кракова.

Пан Самоходик и загадки Фромборка. Иллюстрация № 2Пан Самоходик и загадки Фромборка. Иллюстрация № 3

Видимо, много лет назад существовал еще второй экземпляр денария „Gnezdun civitas“, из старинного клада вырытого в Рыхнове, в районе Вомбжезьно. Еще в 1863 году он находился в краковской коллекции банкира Бохенека, но позже пропал без следа. Наличием второго экземпляра этой монеты хвастался известный до войны нумизмат, Феликс Моджинский из Варшавы. Но нумизматики-коллекционеры — это фантазеры, похожие на рыбаков и охотников…

Денарий „Gnezdun civitas“ еще меньше, чем денарий Мешко I, его диаметр 18,5 миллиметра и весит 1,06 грамма. На аверсе видна голова с короной и жемчужным ожерельем. На реверсе виден рыцарский крест с четырьмя сферами и высечена надпись „Gnezdun civitas“.

И именно этот уникальный денарий таинственный „некто“ продал в музей в К. за нескольких десятков тысяч злотых. Откуда этот экземпляр попал в руки таинственного „некто“?

Вы понимаете, как был взволнован этим случаем директор Марчак? И тут, как будто мало этих новостей, музей в Лодзи уведомил Марчака, что ему предлагают брактеат Яксы, князя из Копаницы.

Брактеат (от латинского слова bractea или пластинка) монета, настолько тонкая, что чеканилась только с одной стороны, поскольку с другой стороны образовывался „негатив“ штампа. Трудно с точностью сказать, сколько брактеатов Яксы существует в мире. Но в любом случае очень мало, всего несколько музеев имеют его в своих коллекциях. Эта монета является необычайно