Литвек - электронная библиотека >> Коллектив авторов >> Литература ХX века (эпоха Социальных революций) и др. >> В боях за Молдавию. Книга 3 >> страница 3
контр-адмирал С. Г. Горшков. В их задачу входило обеспечение форсирования войсками 3-го Украинского фронта Днестровского лимана, высадка десантов и поддержка их действий с моря. Наряду с этим Черноморский флот должен был содействовать сухопутным войскам в овладении портами противника Констанца, Варна, Бургас.

Как видим, замысел операции отличался исключительной целеустремленностью и решительностью и вытекал из тщательной оценки обстановки. Прежде всего, обращает внимание выбор направлений главных ударов, после нанесения которых наши войска окружали ясско-кишиневскую группировку противника, изолировали от нее 3-ю румынскую армию и уничтожали вражеские войска по частям. Успешное решение этой задачи обеспечивало завершение освобождения Молдавии. Выход советских войск в центральные районы Румынии лишал ее возможности продолжать войну на стороне фашистской Германии. Через ее территорию для наших войск открывались выходы на Венгерскую равнину и кратчайшие пути к границам Болгарии и Югославии.

С получением директивы Ставки Верховного Главнокомандования началась более детальная, конкретная подготовка войск к ведению боевых действий в предстоящей операции. Заработала творческая мысль командующих фронтами, их штабов, командующих и начальников родов войск, различных специалистов, отвечающих за тот или иной участок боевой деятельности войск. В центре этих усилий стоял, конечно, выбор направлений главных ударов, участков, где должны быть сосредоточены главные группировки фронтов. Нельзя было ни в чем ошибиться, так как от этого зависел успех всей операции.

Можно много говорить о той огромной работе, которую провели командующие фронтами и их штабы, чтобы прийти к глубоко обоснованным выводам о направлениях главных ударов. Ведь от того, насколько они окажутся верными, во многом зависела судьба сражения, судьбы многих тысяч людей. Поэтому командующие фронтами при выборе направлений главных ударов значительную часть времени находились в войсках, тщательно изучали характер обороны противника.

Только после всесторонней и кропотливой работы командующие фронтами приняли решение на проведение операции. Командующий 2-м Украинским фронтом генерал армии Р. Я. Малиновский решил главный удар нанести в направлении Васлуй и далее на Фокшаны. Удар наносился по наиболее уязвимому месту обороны противника, в обход Тыргу-Фрумосского и Ясского укрепленных районов. При этом основные силы фронта развивали наступление в южном направлении — между Серетом и Прутом, в глубь Румынии. В этом его большая творческая ценность.

Часть сил фронта предназначалась для совместных действий с войсками 3-го Украинского фронта с целью окружения и уничтожения группировки вражеских войск в районе Ясс и Кишинева.

Не менее продуманным было решение командующего 3-м Украинским фронтом генерала армии Ф. И. Толбухина. Суть его состояла в том, чтобы ударом с Кицканского плацдарма южнее Бендер в направлении на Хуши окружить и уничтожить основные силы группы армий «Южная Украина» — совместно со 2-м Украинским фронтом. Удар приходился по стыку румынских и немецких войск и позволял в короткие сроки выполнить поставленную задачу. Частью сил 46-й армии во взаимодействии с Черноморским флотом и Дунайской военной флотилией предполагалось разгромить 3-ю румынскую армию, одновременно развивать наступление на Рени и Измаил, не допуская отхода противника за Прут и Дунай.

Подготовка к наступлению, сосредоточение и перегруппировка войск осуществлялись скрытно. Немецко-фашистское командование не знало о готовящихся здесь боевых действиях, поэтому и оказалось не готовым противодействовать им. Неоднократные атаки наших войск северо-восточнее Ясс и на Кишиневском направлении создали у вражеского командования впечатление, что основной удар будет наноситься именно в этом районе. Поэтому оно продолжало держать свои главные силы в районе Яссы — Кишинев.

Вспоминая прошлое, по-иному оцениваешь события, и то, что казалось тогда обыденным и повседневным, сейчас вырисовывается в гораздо более ярких красках. Ведь какую колоссальную работу провели оба фронта, чтобы сосредоточить основные усилия на направлениях главных ударов. Была проведена большая и сложная перегруппировка войск. О размахе ее можно судить уже по одному 2-му Украинскому фронту. Здесь полностью или частично изменили районы расположения все четыре танковые и механизированные корпуса и 86 процентов стрелковых и кавалерийских дивизий. При этом перегруппировка проводилась в ограниченное время с соблюдением строжайших мер маскировки. Мне приходилось часто наблюдать, когда войска днем как бы замирали: люди отдыхали, техника находилась в укрытиях. Ночью же все оживало. Войска занимались боевой подготовкой, совершали марш, выходили в новые районы сосредоточения.

Внимательно решались вопросы разведки противника, артиллерийского, авиационного и инженерного обеспечения. Самые решительные меры были предприняты по соблюдению маскировки, и надо сказать, что наше наступление оказалось для противника неожиданным.

Героические усилия тружеников тыла обеспечили небывалый подъем военной экономики. Все больше и больше выпускала промышленность военной продукции. Это позволяло направить в действующую армию, в том числе на 2-й и 3-й Украинские фронты, значительное количество самолетов, танков, орудий, минометов и других материальных средств. Так, органы тыла 2-го Украинского фронта с 1 по 21 августа приняли около 12 тысяч вагонов и 400 цистерн. Каждые сутки приходилось принимать и разгружать более тысячи вагонов. Все это позволило создать необходимое преимущество в технических средствах борьбы на всех решающих направлениях.

Так, совместными усилиями воинов Советской Армии и тружеников тыла готовился сокрушительный разгром фашистских войск группы армий «Южная Украина».

В период подготовки наступления огромные заботы легли на плечи политработников — от членов Военных советов и начальников политуправлений до комсоргов рот и взводных агитаторов. Именно живая целеустремленная партийно-политическая работа была направлена, прежде всего, на выполнение задач, поставленных Ставкой Верховного Главнокомандования перед войсками фронтов по разгрому противостоящих вражеских войск, освобождению территории своей Родины и выводу из войны Румынии и Болгарии.

Характер партийно-политической работы в войсках обусловливало то обстоятельство, что нашей Красной Армии предстояло действовать на территории государства, армия которого, используемая в целях несправедливой войны, вместе с гитлеровскими