Литвек - электронная библиотека >> Давид Давидович Бурлюк >> Публицистика >> Пояснения к картинам Давида Бурлюка >> страница 2
ужаснейшей войне?

Святослав. Мне снился однажды сон: я видел человека, пившего из своего черепа, пившего с веселой улыбкой воспоминаний (воспоминание безбольно, – оно безкровно): это – легенда обольстительная.

Золото, древнее керченское стекло, киммерийские черепки, металл, краски – все пошло материалом для этой картины.

«Жница» и «Беженка» – картины с зеркальным центром, с применением различных типов поверхностей[2] мелко и крупно-раковистых, крючковатых, занозистых.

В «Беженке» введены: дерево, материя; применен при реальном (натуралистическом) изображении метод одноместного изображения (во времени) пространственности при широком использовании сдвига, с целью передачи движения.

Сдвиг имеет целью иногда оживить скучную (механического типа) симметрию (разрушенные здания; любовь к ним); здесь же, в «Беженке», сдвиг применен еще с целями композиционного использования плоскости картинной.

С целью передачи движения, стиль сдвига (постоянного и прерывистого) применен в картине моей –

Татарин в пути, -
при чем для этой картины характерен реально – импрессионистский тон. Мы должны указать здесь, что тон может при живописи передаваться реально, т. е. приближенно натуре (при чем каждый передает, конечно, индивидуально), или же художник может, по своей творческой воле, (повышать) гиперболизировать краску, или же понижать красочную инструментовку. В истории живописи последнего столетия возможно указать на Карьерра, как на пример удаления со своей палитры звонкого стаккато краски, – художника, все сведшего к одной тусклой светотени.

Как на опыт подобного рода, имеем обратить внимание на картину

Женщина, моющая ноги, -
при чем определенно выраженная стекловидная поверхность комбинирована с грубо раковистою поверхностью. Выставленный здесь же

Пейзаж,-
– носитель крючковатой и занозистой поверхностей, написан при реальной (импрессионистской) платформе, с применением пуантели и гиперболизации цветной (частичной). Этот холст изображает один из речных видов предгорий Урала.

Казак с лошадью –
– является примером принципов протекающей раскраски (частичных). Цветовая гамма повышена. Поверхность грубо раковистая. Стиль (определенно) примитив.

Le fou –
иллюстрация к стихотворению Rollinat.

Оно говорит о красной земле со старинными замками, где растут деревья в форме гасильников.

Такой же иллюстрацией к моему стихотворению –

Храм Януса –
(Весеннее Контрагентство Муз) является и соседний холст.

Среди Альпийского пейзажа голова скомороха, над нею кости омино (все риск, все судьба!)… в облаках призрачных лучей, неся светильники, подымаются одна за другой бесконечные фигуры к вершине страшной скалы, носительницы раскрытого зева – неумолимого бога войны; этой пещере мерещится кровавый череп, напяливший на себя скоморошью шапку.

Двойной портрет –
комбинация фактур стекловидных и матовых (пыльных), с применением реального принципа изображения (относительно лиц); все же остальное использовано смысле декоративного распыления и видоизменения пятен природы (как материала).

Отцы и сыновья.
Мне пришли в голову 2 строки:

«Сраженьях когда то погибли отцы,
а ныне черед сыновьям».
Действительно, жизнь выдвигает такие возможности. Целые народы идут по сему пути. Не лишнее обратить внимание на металл, как составное, введенный красочную поверхность. Вообще же повторим это и относительно картины-эскиза –

Битва при Калке.

Хочется сказать несколько заключительных слов о материалах, до сих пор мало применявшихся картинах наших «музейных» мастеров: я говорю о стекле, металлах, камнях, материи, бумаге, дереве, обломках посуды, кои использованы мной в моих картинах. Ответят: «Ничто не ново под луной». И раньше кого бы то ни было позвольте указать на наши церковные художественные вещи, где стекло, металл, металлопластика применялись давно.

Посмотрите на наличники церковных книг: здесь и камни, и металл, и живопись, и рельеф и проч.

Почему художник, не боящийся расширить поле Бездейственных возможностей своего художества, должен закрывать глаза на могущее научить? Мы должны не съуживать круг возможностей, а расширять возможно.

Применяя все это, я не рву с чистой живописью и ее задачами. Не порывая с чистой живописью, я не боюсь использовать символический и аллегорический материал, как в виде темы, так и в виде внутреннего обоснования картин; да не поставят этого в вину и не почтут за измену прежней программе.

Ибо, не порывая с прошлым, мы не боимся идти вперед. А всякий путь вперед (если не по рельсам), путь ощупью, – путь в неведомое, с яркой осознанностью и критикой пройденного.

Примечания

1

Рисунок, зиждущийся на передаче характера, вне академических понятий пропорций и понятий о симметрии. На этом каноне свободного рисунка построено все архаическое искусство, иконы, лубок.

(обратно)

2

См. «Пощеч. Общ. Вкусу».

(обратно)
ЛитВек: бестселлеры месяца
Бестселлер - Эндрю Робертс - Наполеон: биография - читать в ЛитвекБестселлер - Дэниел Киз - Цветы для Элджернона - читать в ЛитвекБестселлер - Людмила Евгеньевна Улицкая - Моё настоящее имя. Истории с биографией - читать в ЛитвекБестселлер - Anne Dar - Дикая - читать в ЛитвекБестселлер - Anne Dar - Дикая. Часть 2 - читать в ЛитвекБестселлер - Anne Dar - Неуязвимая - читать в ЛитвекБестселлер - Anne Dar - Отступница - читать в ЛитвекБестселлер - Anne Dar - Родная кровь - читать в Литвек