Литвек - электронная библиотека >> (Летопись (изд.)) >> Православие и др. >> Цветы духовные >> страница 3
Кафолической и Апостольской Церковью. “Я не вступлю в общение с собором без особенного основания”, — отвечал столпник. “Какого же доказательства желаешь ты от меня для убеждения в том, что по благодати Иисуса Христа, Господа Бога нашего, Святая Церковь свободна от всякой нечистой примеси еретического учения?” — спросил дивный Ефрем. “Господин патриарх, — сказал столпник, — разведем огонь и войдем вместе в пламя. Кто выйдет невредимым, тот и будет православным, и мы должны будем последовать ему”. “Следовало бы тебе, чадо, послушаться меня, как отца, — возразил патриарх, — и ничего более не требовать, а ты потребовал от меня того, что выше моих слабых сил. Впрочем, я уповаю на милосердие Сына Божия, что ради спасения души твоей исполню и это”. И немедленно чудный Ефрем обращается к предстоявшим со словами: “Благословен Господь! Принесите дров”. Дрова принесены. Патриарх зажигает их перед столпом и говорит столпнику: “Сойди со столпа, и согласно твоему решению войдем оба в пламя!” Столпник был поражен твердым упованием патриарха на Бога и не соглашался сойти. “Не ты ли сам пожелал этого? — спросил патриарх. — Отчего же теперь не хочешь исполнить?” Сказав это, патриарх снял с себя омофор и, близко подойдя к пламени, вознес молитву: “Господи Иисусе Христе, Боже наш, благоволивший ради нас воистину воплотиться от Госпожи нашей Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии, Сам укажи нам истину!” И, окончив молитву, бросил свой омофор в середину пламени. Пламя пылало около трех часов. Дрова все сгорели, а омофор оказался целым и невредимым, без всякого даже знака от пламени. При виде этого столпник, уверившись в истине, умилился, прокляв Севера и ересь его, и присоединился к Святой Церкви. Приобщившись из рук блаженного Ефрема, он прославил Бога».

Жизнь епископа, который, оставив кафедру, работал вместе с плотниками

Один отец рассказал нам о епископе, который, оставив свою епископию, прибыл в Феополис и работал вместе с плотниками: «Областным правителем Востока в то время был Ефрем, человек милостивый и сострадательный. Он занят был восстановлением и исправлением общественных зданий, так как город пострадал от землетрясения. Однажды Ефрем видит во сне спящего епископа, и над ним поднимался до неба огненный столб. Это сновидение повторялось не раз, и Ефрем пришел в ужас: явление было страшно и изумительно. Он долго раздумывал, что бы это значило, и не мог догадаться, потому что не знал, что у него в числе рабочих был епископ. Да и как можно было узнать епископа в человеке с неприбранными волосами, в грязной одежде, совершенно простого вида, изможденном от терпения, подвигов и работы? Но однажды Ефрем посылает за этим работником, бывшим некогда епископом, чтобы от самого узнать, кто он такой. Увидав его, стал подробно расспрашивать, откуда он и как его зовут. “Я один из бедных жителей этого города. Не имея средств к пропитанию, я занимаюсь работой, и Бог питает меня от трудов моих”. “Поверь мне, — воскликнул Ефрем как бы по вдохновению свыше, — я не отпущу тебя до тех пор, пока ты мне не скажешь всей правды о себе”. “Дай мне слово, что при жизни моей ты никому не будешь рассказывать обо мне, — сказал епископ, видя, что не может более скрываться. — С этим условием я открою тебе правду о себе, не называя, впрочем, ни моего имени, ни отечества”. “Не скажу о тебе никому до тех пор, пока Бог продлит твою жизнь”, — поклялся святой Ефрем. “Я епископ и, ради Бога оставив свою епископию, пришел сюда, где меня никто не знает, чтобы изнурять себя трудами, — сказал епископ. — От своего труда я добываю себе немного хлеба. Что касается тебя, то подавай милостыню по мере сил. На этих днях Бог возведет тебя на апостольский престол Церкви города Феополиса, чтобы пасти тебе народ Его, который стяжал Своею Кровью Христос, истинный Бог наш. И еще раз скажу: подвизайтесь в делах милостыни и за веру православную, ибо такими жертвами благоугождается Бог”. Спустя немного времени так действительно и случилось. А святой Ефрем, выслушав епископа, проcлавил Бога, воскликнув: “Сколько есть никому не ведомых рабов у Господа, и только Он один знает их!”».

Жизнь старца-инока близ города Антинои и о молитве за усопших

Когда мы пришли в Фиваиду, один старец рассказывал нам: «За городом Антиноей жил великий старец, проживший в своей келье около семидесяти лет. У него было десять учеников. Один из них был очень нерадив. Старец не раз уговаривал и молил его: “Брат, подумай о своей душе. Придет смерть и вместе с нею кара”. Но брат никогда не слушал старца и не принимал к сердцу его слов. Спустя немного времени этот брат скончался. Много печалился о нем старец: он знал, что брат покинул этот мир в великом нерадении и беспечности. И начал старец молиться: “Господи Иисусе Христе, истинный Бог наш, покажи мне, что сталось с душою брата”. И вот, как бы в забытье, он видит огненную реку. В огне — великое множество осужденных, и среди них — брат, погруженный по шею. “Не ради ли этой муки я молил тебя, чадо, чтобы ты позаботился о своей душе?” “Благодарю Бога, отец мой, что хотя моя голова свободна от мучений. По молитвам твоим я стою над головой епископа”».

Чудо Пресвятой Богородицы над Гаианом комедиантом

В одном из городов Ливанской Финикии был комедиант Гаиан. Он, понося Пресвятую Богородицу, представлял Ее в театре. И вот является ему во сне Богоматерь и говорит: «Какое зло Я причинила тебе? За что ты издеваешься и поносишь Меня?» Пробудившись, комедиант не только не образумился, но еще более поносил Ее. Снова явилась ему Пресвятая Богородица и, вразумляя его, произнесла те же слова. Но и это вразумление не подействовало на несчастного. В третий раз явилась ему Пресвятая Дева с тем же самым вразумлением, но комедиант оказался неисправим. Наконец однажды во время полуденного отдыха Она явилась ему и, не сказав ни слова, одним только перстом провела черту по его рукам и ногам. Проснувшись, он почувствовал, что у него отнялись руки и ноги и лежали без движения, как бревна… Всем показывал себя несчастный, громко исповедуя свое нечестие, за которое восприял достойное возмездие — и то еще ради человеколюбия…

Жизнь старца Юлиана

Аназарв — главный город провинции Второй Киликии4. На расстоянии двенадцати миль от города есть монастырь, так называемый Египетский. Отцы этого места рассказывали нам, что за пять лет перед тем скончался здесь старец по имени Юлиан. Свидетели говорят, что он около семидесяти лет подвизался в небольшой пещере и не имел ничего в этом мире, кроме власяницы, хитона, креста (мегалии5) и деревянного