Литвек - электронная библиотека >> Дени Брант >> Исторический детектив и др. >> Миртаит из Трапезунда >> страница 82
происхождения).

(обратно)

78

Чепни – богатырь (в переводе с туркмен. языка).

(обратно)

79

Авшар – проворный в результате (в переводе с туркмен. языка).

(обратно)

80

Давлет – богатство (в переводе с туркмен. языка).

(обратно)

81

Ус – ухо (в переводе с греч. языка).

(обратно)

82

Джет – сражение (в переводе с туркмен. языка).

(обратно)

83

Ягмыр – дождь (в переводе с туркмен. языка)

(обратно)

84

Арслан – лев (в переводе с туркмен. языка).

(обратно)

85

Ак-куйунлу – союз туркоманских племен, что кочевали к юго-востоку от Трапезундской империи.

(обратно)

86

После 1204 года на смену официальной византийской / ромейской идеологии о том, что Константинополь – центр империи, и даже мира, пришла новая теория, идея которой заключалась во временном переносе столицы в другое место. Куда именно? В первой половине XIII века на это звание претендовали три города: Никея, Эпир и Трапезунд.

(обратно)

87

Об имени «Великий Комнин» в исторической науке до сих пор ведутся споры. То ли слово «великий» было прибавкой к родовому имени династии, то ли новым почетным титулом (как, например, великий логофет или великий доместик). Вероятно, новые правители подобным образом стремились подчеркнуть свое достоинство и одновременно показать преемственность, а также отличие от императорской династии Комнинов, что ранее правила в Византии / Романии.

(обратно)

88

О династическом принципе наследования. Долгое время византийские / ромейсике императорские династии держались у власти только благодаря инструменту «соправительства», то есть бразды правления в империи передавались коронованным соправителям, а не сыновьям и братьям (большинство из которых были своевременно коронованы соправителями). Считается, что строгий династический принцип наследования власти в Византии / Романии закрепился только при Палеологах.

Здесь еще следует вспомнить о таком понятии как «порфирородные дети», то есть законнорожденные дети императора, которые имели право на наследие венценосного отца. Однако становились они правителями (если им действительно это удавалось) в основном благодаря тому, что уже были коронованы при жизни своих отцов, а также пользовались поддержкой родовой аристократии, чиновников, армии и т.д. В большей степени прозвание «Порфирородный» или «Порфирородная» было чем-то вроде почетного «титула» к имени императорских детей «рожденных в порфире».

(обратно)

89

Из строгого династического принципа наследования выпадает только второй правитель Трапезунда Андроник Гид (1222-1235). Известно, что у основателя династии Алексея I на момент смерти был только один малолетний сын Иоанн. Андроник Гид же был зятем первого императора Трапезунда и очень успешным военачальником, который мог помочь удержать новообразованное государство за Великими Комнинами. Историки до сих пор ведут споры о том, был ли Андроник узурпатором власти в Трапезунде или же легитимным правителем (через брак с дочерью Алексея I он принадлежал к роду Великих Комнинов), может быть, даже кем-то вроде регента или временного местоблюстителя до совершеннолетия Иоанна I Аксуха (1235-1238), который в результате получил власть, хотя и ненадолго.

(обратно)

90

Мы знаем о правлении двух женщин из рода Великих Комнинов в Трапезунде: Феодоре и Анне Анахотлу. Однако длились оба женских правления в империи не очень долго.

(обратно)