Литвек - электронная библиотека >> Алексей Николаевич Гарри >> Военная проза и др. >> Рассказы о Котовском

Алексей Гарри Рассказы о Котовском

Алексей Николаевич Гарри родился в 1903 году в Ленинграде, в семье врача.

Летом 1917 года А. Гарри вступил в Красную гвардию. В ноябре 1918 года был направлен на подпольную работу на Украину. Зимой 1918/19 года работал в большевистском подполье в Одессе, где революционным комитетом был прикреплен к боевой дружине Котовского, с которым будущий писатель не расставался до конца гражданской войны.

Первый очерк А. Гарри был опубликован в 1920 году в дивизионной газете «Красная Армия».

Начиная с 1923 года, после демобилизации из Красной Армии, А. Гарри работает журналистом. Его рассказы и повести публиковались в газетах «Известия», «Ленинградская правда», «Коммунист», в журналах «Красная Нива», «Чудак», «Новый мир», «Молодая гвардия», «Звезда». Отдельными книгами очерки, рассказы и повести писателя выходили в издательствах «Молодая гвардия», «Советский писатель», Детгиз.

В последнее время А. Гарри вернулся к теме о Г. И. Котовском, которому более двадцати лет назад он посвятил несколько рассказов. В настоящий сборник включены некоторые из этих рассказов, переработанных автором, а также очерк «Лесной разбойник», недавно написанный автором и публикуемый впервые.

От автора

Рассказы о легендарном полководце гражданской войны Григории Ивановиче Котовском я начал писать вскоре после демобилизации из Красной Армии, весной 1923 года. Первый мой рассказ «Песок», помещенный в настоящем сборнике, напечатан был (в несколько ином варианте) в 1924 году в майской книжке украинского военно-теоретического журнала «Военный вестник».

На протяжении последующего десятилетия я помещал свои рассказы о Г. И. Котовском, о его соратниках, об отдельных боевых операциях прославленной Отдельной кавалерийской бригады Котовского на страницах журналов и в газете «Известия ЦИК». Эти произведения частично включены в настоящий сборник.

Боевая деятельность сперва стрелковой, а затем кавалерийской бригады, которыми командовал Г. И. Котовский, развивалась преимущественно на территории правобережной Украи-ны. В 1919 году — с войсками румынских бояр и Петлюры, зимой 191920 года — с деникинцами, в 1920 году — с белополяками, петлюровцами и армией Савинкова, осенью, 1921 года — с группой диверсионной банды петлюровского атамана Тютюника. Летом того же года Отдельная кавбригада Котовского находилась в трехмесячной оперативной командировке в центре России, где она в составе Тамбовской группы войск принимала участие в ликвидации эсеро-кулацкого мятежа Антонова.

Г. И. Котовский пришел в Красную Армию с богатым революционным прошлым. Восемнадцатилетним юношей, во время аграрных волнений 1905–1906 годов, он, не принадлежа еще ни к какой политической партии, выступал в качестве одиночки бунтаря против самодержавия, помещиков и капиталистов. Рассказ «Ночной гость», которым открывается настоящий сборник, относится как раз к этому периоду революционной деятельности Г. И. Котовского. «Ночной гость» является литературным пересказом легенды, записанной автором со слов погибшего в 1919 году соратника Григория Ивановича по боевой деятельности его в Одесском большевистском подполье 1918–1919 годов Семена Владимировича Белого.

Два рассказа — «Песок» и «Вегетарьянец» — охватывают период весны и лета 1919 года, когда Григорий Иванович командовал еще стрелковой бригадой в только что сформированной 45-й дивизии Якира. Прообразом «вегетарьянца» автору послужили два героя первого периода гражданской войны на Украине командир 401-го стрелкового полка Дьячишин и командир отряда особого назначения Горев. Светлая память о них сохранила примечательную странность их характеров будучи людьми бесспорной храбрости, пользуясь огромным авторитетом у подчиненных бойцов и командиров, всегда находясь впереди цепи в момент атаки, они никогда не носили оружия и не прибегали к нему в бою.

Единственный рассказ, относящийся к кампании Отдельной кавбригады против войск Деникина, — «Январь двадцатого». Темой его послужил беспрецедентный рейд советской конницы в глубокий тыл противника. Этот рейд, представлявший собой непрерывное движение вперед, начался в селе Лозоватка под Днепропетровском и закончился в Тирасполе на Днестре, у тогдашней советской государственной границы. Христофоров, о гибели которого упоминается в рассказе, был первым политическим комиссаром Отдельной кавбригады и — вместе с Котовским — ее организатором.

Последующие четыре рассказа относятся к советско-белопольской войне; повесть «Конец Петлюры» — к кампании против объединенной группы Петлюры и 3-й «Добровольческой армии» Перемыкина. В нарушение советско-польского Рижского договора правительство Пилсудского допустило на территории Польши формирование антисоветских воинских соединений и открыло им границу. Одновременно с Петлюрой и Перемыкиным на советскую территорию польские паны пропустили и «армию» белорусского националиста, бандитского атамана Булак-Балаховича. Эта очередная и последняя крупная диверсия интервентов у наших западных границ организована была русскими правыми эсерами во главе с Борисом Савинковым, который служил посредником между бывшими генералами, бандитами националистического толка и истинными вдохновителями интервенции Черчиллем и Детердингом.

У читателя может возникнуть естественный вопрос являются ли рассказы, содержащиеся в настоящем сборнике, документальными, то есть в какой степени описанные в них отдельные эпизоды гражданской войны соответствуют исторической правде.

В некоторых рассказах сборника, где автор не был непосредственным участником описанных в них эпизодов, а лишь пересказывает их со слов своих боевых товарищей, в отдельных деталях существуют отступления от действительных фактов. По этим же соображениям я кое-где изменил подлинные фамилии героев.

Что касается очерка «Лесной разбойник», то, как это и сказано в предисловии к нему, он абсолютно документален.


А. Гарри

Ночной гость

На фольварке, в графском имении, седьмые сутки стояли казаки. Наголо выбритый есаул, с нахальным молодым лицом и жадными глазами, два раза в день в сопровождении казачьего патруля объезжал улицы деревни. Два раза в день на площади у сельской управы стражники пороли мужиков, и староста с большой медалью на толстой цепи в такт казачьим нагайкам машинально кивал головой.

Через Тираспольский мост день и ночь под охраной конной стражи в Одессу двигались обозы с семьями помещиков. По ночам за Днестром черное небо освещалось огненным заревом пожара. В Бессарабии