Литвек - электронная библиотека >> Борис Тимофеевич Воробьев >> Природа и животные и др. >> Вот брат твой!.. >> страница 67
новый качественный скачок. Бесследно это пройти не может. Новое качество даст ростки во всех направлениях, и мы, может быть, доживем до такого времени, когда одно из древнейших человеческих занятий — охота — покажется нам чудовищным анахронизмом, пережитком, одно воспоминание о котором будет вызывать у нас краску стыда.

Изменения в этом направлении есть: совсем недавно в нашей стране, пусть и с большим опозданием, организовано Общество охраны животных. Порадуемся этому, и да поможет нашим братьям меньшим человеческое милосердие.


Автор

Примечания

1

Обычай вскармливания медведей молоком женщины-кормилицы издавна существовал у многих охотничьих народов Сибири и Дальнего Востока — кетов, обских угров, нивхов, айнов. Этим способом медведи выращивались для так называемого медвежьего праздника, а также для другого не менее интересного обряда — «побратимства» зверя с человеком. Но если кто подумает, что этот обычай давным-давно канул в Лету, он ошибется. Советский этнограф Зоя Соколова в семидесятых годах присутствовала на «медвежьем празднике» у нивхов. Медведь для этой церемонии был выкормлен грудью женщины. Во времена, к которым относится наше повествование, такое было в порядке вещей.

(обратно)

2

Рыковка — обиходное название водки в начале тридцатых годов.

(обратно)

3

Известный охотник прошлого века А. А. Черкасов в своей книге «Записки охотника-натуралиста» отмечает, что в Сибири не редки случаи, когда в одной берлоге лежали сразу четыре медведя.

(обратно)

4

«Большуха» — старинная кремневая винтовка, предназначавшаяся для охоты на медведей.

(обратно)

5

Очевидцы обряда «усыновления», в частности, этнограф Г. И. Еремин, высказывают предположение, что ритуальный нож изготовляется из намагниченного железа.

(обратно)