ЛитВек: бестселлеры недели
Бестселлер - Борис Акунин - Аристономия - читать в ЛитвекБестселлер - Бенджамин Грэхем - Разумный инвестор  - читать в ЛитвекБестселлер - Евгений Германович Водолазкин - Лавр - читать в ЛитвекБестселлер - Келли Макгонигал - Сила воли. Как развить и укрепить - читать в ЛитвекБестселлер - Мичио Каку - Физика невозможного - читать в ЛитвекБестселлер - Джеймс С. А. Кори - Пробуждение Левиафана - читать в ЛитвекБестселлер - Александра Черчень - Счастливый брак по-драконьи. Поймать пламя - читать в ЛитвекБестселлер - Александр Анатольевич Ширвиндт - Проходные дворы биографии - читать в Литвек
Литвек - электронная библиотека >> Семен Александрович Гонионский >> История Америки и др. >> История панамской "революции" >> страница 26
мнение, так как не может быть ни одного представителя народа, который поверит продавшимся людям, людям, осмелившимся нагло рекомендовать этот постыдный акт. Позор, нанесенный Эрраном имени Колумбии, никогда не будет смыт. Виселица была бы слабым наказанием для такого преступника»[128].

После появления статьи Переса-и-Сото Кромвель организовал широкую пропагандистскую компанию против Колумбии.

В начале июня муниципальный совет Панамы принял решение, требовавшее, чтобы национальный конгресс утвердил договор Хэя—Эррана. Любопытно, что совет состоял всего из 13 членов. Причем в него входили сын и зять Аранго, агента железнодорожной компании США. Председателем совета был Деметрио Брид, сотрудник газеты «Ля эстрелья де Панама», принадлежавшей США. Таким образом, обращение этого «совета» было продиктовано Вашингтоном.

И, несмотря на это, оппозиция американцам в Панаме со стороны честных патриотов все же была достаточно сильной.

9 июня 1903 г. Хэй прислал Бопре следующие инструкции, являющиеся ультиматумом для Колумбии:

«Колумбийское правительство, очевидно, не понимает всей серьезности обстановки. Переговоры о канале были начаты Колумбией, которая в течение нескольких лет торопила наше правительство с разрешением этого вопроса. Предложения Колумбии были, наконец, приняты нами с небольшими изменениями. В связи с этим соглашением наш конгресс пересмотрел свое прежнее решение и постановил принять панамское направление. Если Колумбия откажется сейчас от договора или затянет его ратификацию, то дружеское взаимопонимание между двумя странами будет настолько серьезно скомпрометировано, что в следующую зиму конгресс может принять такие шаги, о которых будет жалеть всякий друг Колумбии»[129].

Эти инструкции красноречиво подтверждают методы американской дипломатии. Они очень показательны по количеству ложных утверждений, содержащихся в них. Во-первых, переговоры были начаты не Колумбией, а Новой компанией Панамского канала, через Бюно-Варилью и Кромвеля, то есть инспирированы Соединенными Штатами. Во-вторых, если поправки к договору были лишь «незначительными изменениями», то почему же США так настаивали на их принятии? В-третьих, панамское направление было одобрено конгрессом потому, что оно было дешевле и более приемлемо в стратегическом и техническом отношениях.

Историк Майнер пишет по этому поводу: «…Заявление Хэя о том, что переговоры о канале «энергично навязывались американскому правительству в течение ряда лет», является не только не точным, но и совершенно противоречит фактам. Именно государственный департамент, подгоняемый Кромвелем, оказывал давление, в то время как Колумбия увертывалась и отчаянно искала всякие предлоги для затяжки»[130].

13 июня 1903 г. Бопре посетил министра иностранных дел Колумбии Рико и вручил ему заявление Хэя. На вопрос Рико, означало ли это заявление угрозу строить канал через Никарагуа или же применение США силы против Колумбии, Бопре ответил, что ему нечего добавить к сказанному[131].

Итак, перед открытием колумбийского конгресса Соединенные Штаты сделали все возможное, чтобы заставить колумбийских законодателей ратифицировать договор. Главным средством нажима была телеграмма Хэя от 9 июня. 13 июня Бюно-Варилья телеграфировал президенту Колумбии Маррокину, что если договор не будет ратифицирован, то Колумбия потеряет Панаму, так как последняя может стать независимой. Бюно угрожал Маррокину, что любое изменение договора будет равносильно отказу от него [132].

Другой агент госдепартамента и представитель американских банкиров Кромвель в тот же день (13 июня) совещался с Рузвельтом. После этого совещания Кромвель послал своего агента по печати Роджера Фариха-ма в редакцию газеты «Нью-Йорк уорлд» со статьей без подписи. Эта статья была опубликована «Нью-Йорк уорлд» 14 июня. В ней сообщалось: «Президент Рузвельт намерен строить канал через Панаму. Он не собирается вести переговоров о никарагуанском маршруте. Президент считает, что, так как Соединенные Штаты потратили миллионы долларов на выяснение более практического направления, поскольку три различных колумбийских посланника заявили о том, что их правительство готово пойти на любые уступки с целью сооружения канала, и были подписаны два договора, предоставляющие право пути через Панамский перешеек, то было бы несправедливо по отношению к Соединенным Штатам, если бы не был выбран самый лучший маршрут. Сообщения, получаемые ежедневно, указывают, что в Боготе наблюдается сильная оппозиция договору о канале. Провал договора возможен по двум причинам:

1. Из-за жадности колумбийского правительства, которое настаивает на значительном увеличении платы за собственность и концессию.

2. Из-за того, что некоторые группы дошли до сумасшествия по поводу мнимой потери суверенитета на земли, необходимые для постройки канала.

У нас имеется также информация о том, что департамент Панама готов отделиться от Колумбии и заключить договор о канале с Соединенными Штатами.

Департамент Панама отделится, если колумбийский конгресс откажется ратифицировать договор о канале… Говорят, что этот план легко осуществить, так как в департаменте Панама находится не более 100 колумбийских солдат.

После отделения граждане Панамы собираются заключить договор с Соединенными Штатами, предоставляя им абсолютный суверенитет над зоной канала… Цена и ежегодная рента увеличены не будут.

Говорят, что если договор не будет ратифицирован, президент Рузвельт решительно выступает за этот план. Договор 1846 года, которым Соединенные Штаты гарантировали суверенитет Колумбии над Панамским перешейком, рассматривается сейчас лишь как относящийся к иностранному вмешательству, а не к выступлениям жителей Панамы. Однако рассматривается вопрос о формальной денонсации договора 1846 года.

Известно, что, если необходимо будет получить территорию для канала, правительство поддержит мнение президента о признании Панамской республики. Президент консультировался лично и по телеграфу с сенаторами и получил от них единодушную поддержку…

Предполагается в течение разумного срока подождать действия со стороны колумбийского конгресса, который соберется 20 июня, и затем, если ничего не будет предпринято, — привести вышеизложенный план в действие.

Вильям Нельсон Кромвель… сегодня имел продолжительную беседу с президентом. По информации, которой располагает Кромвель, растет сильная оппозиция договору, но он все еще надеется, что договор будет ратифицирован»[133].

Эта статья является примером самого наглого