Литвек - электронная библиотека >> Петр Могила (Святитель) >> Православие >> Православное исповедание Кафолической и Апостольской Церкви Восточной >> страница 3
будучи благ и преблаг, хотя Сам в Себе пресовершен и преславен, сотворил из ничего мир на тот конец, дабы и другие существа, прославляя Его, участвовали в Его благости. Впрочем, что есть Бог в существе Своем, того не может знать ни одна тварь, не только видимая, но и невидимая, т.е. ни самые Ангелы; поелику совершенно нет никакого сравнения между Творцом и тварью. Но для нашего благочестия довольно и того, как свидетельствует Кирилл Иерусалимский, “если мы знаем, что имеем Бога единаго, Бога сущего и вечного, Который всегда подобен Самому Себе, и есть Тот же” (Оглаш. 6) и что, кроме Его нет другого Бога, как говорит Сей самый Бог чрез Пророка: "Аз (есмь Бог) первый и Аз по сих, кроме Мене нестъ Бога» (Ис. 44, 6). И Моисей, увещевая Израильский народ, так говорит: «слыши, Израилю! Господь Бог наш Господь един есть» (Втор. 6, 4).

Вопрос 9. Ежели Бог един, то не надобно ли думать, что и Лице одно?

Ответ. Никакой нет надобности. Бог един по естеству и существу, а по Лицам Он Троичен, как то явствует из учения Самого Спасителя нашего, Который сказал Апостолам Своим: «шедше убо научите вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Святаго Духа» (Мф. 28, 19). Сии слова ясно показывают, что в одном Божестве три Лица: Отец, Сын и Дух Святый. Отец, Который прежде веков рождает Сына из Своего существа, и производит Духа Святаго; Сын, родившийся от Отца прежде веков, и единосущный Ему; Дух Святый, от вечности исходящий от Отца, единосущный Отцу и Сыну. Что излагая, Св. Дамаскин так говорит: “Сын и Святый Дух к единой вине — Отцу относятся” (кн. 1, гл. 11). И в другом месте он же: “Сын от Отца имеет бытие образом рождения: Дух Святый также от Отца, но не образом рождения, а исхождения” (гл. 10). И Григорий Богослов на слова Апостола к Римлянам: «яко из Того и Тем и Нем всяческая» (Рим. 11, 36), говорит “первое, т.е. из Того, должно относить к Отцу, второе — к Сыну, третье — к Духу Святому”. Из сего видно, что в Божестве есть Троичность. Притом мы равно и без всякого различия и исключения, крещаемся во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Посему, что есть Отец по естеству, то же есть и Сын и Святый Дух.

Но Отец по естеству есть Бог истинный и вечный, Творец всего видимого и невидимого: следовательно, таков же есть и Сын, и Святый Дух; а потому Они единосущны один другому, по учению Евангелиста Иоанна, который говорит: «трие суть свидетельствующий на небеси, Отец, Слово и Святый Дух: и сии три едино суть» (1Ин. 5, 7). В сих словах исключается только то, что Отец в Божестве есть виновник Сына и Духа Святаго; что сии два Лица имеют бытие от Него, а Сам Он ни от кого. Так научены мы от самой вечной Истины, Иисуса Спасителя нашего; так приняли от Святых Апостолов; так, а не иначе, учили, предали и утвердили Вселенские и Поместные Соборы и учители Церкви. То же самое содержит Православная и Кафолическая Церковь наша. За сию веру Святые мученики пролили кровь свою, и предпочли смерть настоящей жизни. Так и мы должны веровать от всего сердца нашего, не имея сомнения, и сохранять сию веру твердо и непоколебимо, даже, когда необходимость потребует, умереть за оную, в надежде приобрести себе спасение при помощи добрых наших дел, за кои получим вечные награды на небесах.

Вопрос 10. Желал бы я уразуметь таинство Святой Троицы несколько яснее?

Ответ. Никаким подобием нельзя вполне объяснить сие таинство, и раздельно представить в уме нашем, каким образом Бог есть един в Существе, и Троичен в Лицах. И что никакое подобие недостаточно к изъяснению оного, о том Сам Бог, именуемый Иегова, свидетельствует устами Пророка: «кому Мя уподобисте, и сравняете и приложисте Мя, и уподобисте Мя, да буду подобен ему» (Ис. 46, 5)? Так что никакой ум не только человеческий, но и Ангельский не может постигнуть, и язык изречь Его. Итак, должно сказать с Апостолом: «помышления низлагающе и всяко возношение взимающееся на разум Божий, и пленяюще всяк разум в послушание Христово» (2Кор. 10, 4-5). Мы твердо веруем, что Бог Отец, сущий от века и в век, и притом ни от кого не происходящий, рождает Сына и производит Духа Святаго. Афанасий Великий излагает сие в символе своем пространнее. Веруя таким образом, мы ничего далее не исследуем: потому что исследовать и испытывать Божеское величие запрещает Писание: «вышших себе не ищи и крепльших себе не испытуй. Яже ти повеленна, сия разумевай: несть бо ти потреба тайных. Во избытцех дел твоих не любопытствуй» (Сир. 3, 21-23). Довольно для нас, что Священное Писание Ветхого Завета, говоря о едином Боге, показывает нам троичность Лиц: «рече Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию» (Быт. 1, 26). Еще: «се, Адам быст яко един от Нас» (Быт. 3, 22). И еще: «приидите, и сошедше смесим тамо язык их, да не услышат кийждо гласа ближняго» (Быт. 11, 7). То самое ясно показывает и Пророк: "и взываху ин (Ангел) ко иному, и глаголаху: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф: исполнь вся земля славы Его» (Ис. 6, 3). И Священный Псалмопевец сказал: «словом Господним небеса утвердишася, и духом уст Его вся сила их» (Пс. 32, 6). О сем многократно говорят и Священное Писание и учители Церкви.

Вопрос 11. Какие суть свойства Божии?

Ответ.Как Бог непостижим, так и свойства Его непостижимы. Впрочем, поколику мы можем приобретать познание из Священного Писания и Учителей Церкви, потолику можем и мыслить о них и говорить. И так должно знать, что свойства Божии иныя суть личные, а иные существенные.

Вопрос 12. Какие суть личные свойства Божии?

Ответ. Личные Божеские свойства суть те, коими Лица Святыя Троицы так различаются одно от другого, что одно Лице не может быть другим. Т.е. Лице Отца не есть Лице Сына; ибо Отец не рожден ни от кого, а Сын рожден от Отца, по естеству, прежде веков, как говорит Писание: «из чрева прежде денницы родих Тя» (Пс. 109, 3). Итак: Отец, Сын и Дух Святый, нерожденное, рожденное и исходящее — различают в Божестве Лица, а не существо, которое нераздельно само в себе, а отделяется только...[1] от твари. Рожденное же и нерожденное не может быть одним лицем. Равным образом надлежит мыслить и о Духе Святом: Он исходит от существа и естества Отчего безначально, т.е. вечно, и есть единосущен Отцу и Сыну. Но различается от Отца личным свойством: потому что от Него исходит; различается также и от Сына: потому что Он имеет бытие от Отца не рождением как Сын, но исхождением от Того же Отца. Сын и Дух Святый имеют одно существо: потому что оба сии Лица от одного Отчего естества. Они единосущны Отцу, потому что от Его существа. О сем Григорий Богослов так говорит: “Сын и Дух Святый имеют то общее, что и то и другое из сих двух Лиц есть от Отца. Свойство же Отца есть то, что Он нерожден; Сына, что Он рожден; Духа Святаго, что Он исходит” (Слово 23). Сверх сего личное свойство Сына есть все дело