Литвек - электронная библиотека >> Владимир Исаевич Круковер >> Собаки и др. >> Обреченные на любовь. Очерки по кинологии

В. Круковер Обреченные на любовь (Очерки по кинологии)

Оформление обложки — Мария Круковер.


Предлагаемая книга написана профессиональным кинологом, ветврачом, судьей Республиканской категории, дрессировщиком Московского зооцирка Круковером В. И. Она интересна малоизвестностью предлагаемых фактов, например, эсэсовские методы дрессировки, и написана доступным даже начинающему языком.

Сочетая в себе простоту и высокую сложность, книга представит в сжатой форме все необходимое на разных уровнях знаний кинологии. Особенно любопытны главы, рассказывающие как «прокормить» собаку в условиях перестройки и медицинские советы.

Клубы и организации могут представить заявки на следующее расширенное издание подобной книги с указанием количества экземпляров. При массовом закупе предоставляются значительные скидки.

Фирма «Кентавр», одна из участников данного издания, принимает также заявки на специальную, популярную и художественную литературу на темы содержания домашних и диких животных, птиц, рыб, рептилий, выращивания цветов, овощей. Издания выполняются по мере поступления гарантированных заявок в течение месяца. Высылаются образцы.

Не обмани собаку Вместо предисловия

В индийском эпосе своеобразное толкование получила легенда о Христе. Якобы шел Иисус по джунглям, а за ним бежала дикая собака и кусала его за ноги. Долго терпел Спаситель, потом остановился и изрек: «Обрекаю тебя на любовь к человеку».

Собака — друг человека. Но не надо забывать, что дружба — понятие обоюдное.

Специальная группа спасателей сняла со скалы в Альпах овчарку Титуса. Она провела неделю без пищи после того, как обнаружила под снежной лавиной своего хозяина — альпиниста Даниэля Джориа и откопала его из-под толщи снега. Альпинист с трудом спустился по отвесной стене, а местные жители отправились за собакой.

Среди самых достойных четвероногих спасателей — Аякс, как говорят о нем — «герой Дахштейна». В горах Дахштейна в 1954 году лавина застигла в пути 11 школьников и учителя. В спасательной группе оказалась овчарка с именем древнегреческого героя. Аякс работал 96 (!) часов подряд. Он скреб когтями и разрывал слежавшийся снег, пока не свалился от изнеможения. У него были стерты до кости и обморожены лапы. Аякса отнесли в горную хижину, чтобы сделать перевязку. Но пса нельзя было удержать под крышей. Он кидался на запертую дверь, скулил, а вырвавшись, стремглав помчался к месту обвала и откопал очередного человека.

В Париже есть памятник сенбернару Барри. В течение 12 лет нес он трудную службу в горах. Он спас жизнь 40 (!) людям. 41 оказался солдат армии Наполеона, пробиравшийся домой после разгрома под Москвой. Барри вырыл его из-под снега и привалился к нему мохнатым боком, согревая. Человек очнулся, испугался, нашарил рукой пистолет…

Чучело Барри — одна из самых дорогих реликвий Бернского музея.

Эта книга не претендует на роль учебника. И рассчитана скорей на собаководов со стажем. Что вовсе не значит, будто она не интересна начинающим. Другое дело, что методику дрессировки, например, которую использовали эсэсовцы, нельзя использовать бездумно, слепо. Особенно, если у собаки не отработаны выдержка, не доведены до блеска запрещающие команды.

В книге встретятся чисто художественные главы. В них свой резон, своя польза. Автор, кстати, глубоко убежден, что в произведениях Д. Лондона таких, как двулогия об ирландских терьерах: «Джери островитянин» и «Майкл, брат Джери», больше пользы, чем в стандартных брошюрах по дрессировке, содержанию, кормлению. Подобных, часто отлично иллюстрированных изданий нынче развелось множество. Текст их — разного уровня компиляция. Уныло повторяемые методики старых учебников типа «Служебная собака».

В этой книге будет обо всем понемногу. И о дрессуре, вернее, о некоторых ее элементах, и о кормлении. Впрочем, мы больше внимания уделим не тому, как кормить собаку, а тому, как ее прокормить в условиях перестройки. Расскажем и о лечении, и о некоторых породах. Но в основном речь будет идти о собаке как личности, об индивидуальности и своеобразности этих животных. О том, как человек зачастую оказывается нравственно ниже своего пса.

Подзаголовок книги — «Очерки по кинологии». «Кинос» — по-гречески — «нос». Наука о собаках существует давно. Еще две тысячи лет до нашей эры при дворе китайских императоров были специалисты — собаковеды. Кстати, обожествляемых, лохматых пекинесов не имел нрава содержать никто, кроме императорской семьи, под страхом смертной казни.

Какой породы была собака Баскервилей? А Белый клык? А Му-му? Сколько запахов различает ищейка? На каком расстоянии? Может ли собака умереть от тоски по хозяину? На все эти вопросы отвечает очень древняя наука кинология.

Кинология не стоит на месте. Кроме традиционных — пастушьих, сторожевых, охотничьих — собакам приходится осваивать новые обязанности. За открытие железных руд Государственный совет Финляндии наградил денежной премией немецкую овчарку Лари. У нас по инициативе профессора Ю. А. Васильева на геологоразведочном поприще прудятся спаниели, фокстерьеры и немецкие овчарки. Ими уже открыт ряд месторождений железа, никеля, меди и ртути в Карелии, Казахстане, Туве, Таджикистане и на Северном Кавказе.

Но чутье — не главное в наших взаимоотношениях с собакой. У волков или шакалов чутье, надо думать, не хуже. Постоянное стремление быть истинным другом человека — вот, что отличает собаку от всех других животных.


…По белому безмолвию Аляски тащится упряжка. В нартах неподвижное тело еще живого, но совсем обессилевшего человека.

Пурга застала их неожиданно. Собаки сбились с пути, разумнее было бы разбить временный бивуак и переждать пургу, но в поселке ждали противодифтерийную сыворотку — маленький ящик, укутанный в оленьи шкуры.

Трудное дыхание, капли крови от обитых лап. Человек бежал рядом с партами. Одна за другой падали на снег собаки, человек перерезал постромки и снова гнал упряжку вперед. Он знал, как тяжело и безнадежно умирают дети от дифтерии.

Но и человек изнемог. Рухнул в нарты и застыл хрипло дышавшим комом. А Балт, поджарый вожак, вел упряжку дальше. Он не знал о сыворотке и дифтерии. Он знал, что в нартах лежит хозяин и, может быть, умирает. И вез его к людям.

И вывез! История не сохранила имени каюра, других собак. Балту же на Аляске поставили памятник. Не чутью его фантастическому, помогшему найти дорогу в пелене пурги, а золотому его сердцу.


Более 400 пород собак существует сейчас на планете. Иные так не похожи друг на друга, что кажется неправдоподобной их