Литвек - электронная библиотека >> Владимир Исаевич Круковер >> Собаки и др. >> Обреченные на любовь. Очерки по кинологии >> страница 3
возрастом, характером, нервной системой. Ясно, что мощному кавказцу — одно, утонченной шотландке — другое.

Большинство собак, будучи спущены с поводка, начинают запретом манкировать. Их хитрость прямо пропорциональна расстоянию до них. Тут не заменим электронный ошейник. На Западе его можно купить свободно, на батарейках, радиоуправляемый, с регулируемой силой электроразряда. Но мы живем в стране чудес! Возможно, в этом году в Калининграде и будет налажен выпуск таких ошейников — как знать?

В старых, прошлого века пособиях рекомендуют после команды незаметно бросить в собаку камешек, а то и стрельнуть из рогатки. Получив по боку, пес уверует во всемогущество хозяина и перестанет хитрить, пользуясь недоступностью. Метод примитивный, но действенный, можно попробовать. Но гарантию даст, конечно, 10–15-метровый поводок. Прежде чем давать команду, выберите слабину, но так, чтоб пес натяга не чувствовал. И сразу после запрета с бешеной скоростью перебирайте руками — рывок должен быть сильным и быстрым.

Запрет на пищу хорошо отрабатывать на буме. На буме отрабатываются сразу и выдержка, и отказ от корма. В одном из трех положений: стоя, сидя, лежа. Кстати, многие приемы ОКД (общего курса дрессировки) очень хорошо шлифовать на буме. Там пес лежа не завалит зад, стоя не станет переступать вперед, сидя тоже будет аккуратно собранным.

Значит, усадили пса на буме, помощник положил под нос колбасу. Минут через пять сменили положение на «стоять» или «лежать». В идеале вид пищи в любом месте, кроме родной миски, не должен у собаки вызывать пищевого рефлекса.

Эсэсовских овчарок после жестокой дрессуры соблазняли кусками мяса с сильной дозой яда. Известно, что повышенная доза редко убивает животное, так как он успевает отраву срыгнуть. Но болеть после этого приходится мучительно. Бывают, конечно, и летальные исходы, но зато у собак, прошедших подобную заключительную дрессуру, реакция на валяющуюся пищу однозначная — отрицательная.

Но не вздумайте пользоваться этим методом. Просто вспомните о соседях, которые не поленятся забросить отравленный пирожок и на балкон второго этажа, где дышит воздухом ваш любимец. И, следовательно, будьте в дрессуре серьезны и безжалостны.

Запреты направлены против естества животного, против всей его наследственной структуры. Поэтому исполнение их весьма затруднительно, отработка мучительна. По город, человеческое окружение вынуждают нас к насилию над природой. Иначе мы можем потерять друга. Запрет обнюхиваться с пробегающим «коллегой», подобрать пищу, гавкнуть на кошку, прекратить рвать врага… А вот попытка выполнить команду постороннего в запрете не нуждается. Многие собаки и так эти попытки игнорируют или встречают агрессией. Других же научим.

Помощник, желательно знакомый псу, дает команду и, чуть выждав, бьет собаку, отскакивает, имитируя испуг. Повторите несколько раз, начинайте в возрасте щенячьем: и помощник бояться не будет и псу полезно с детства постигать человеческую «мораль».

Подача электричества на куски пищи, разбросанные по земле, не всегда результативна. Обычно приносит пользу для собак грубых, с крепкой нервной системой. У других чаще включает ориентировочный рефлекс — пес начинает опасаться не столько нищи, сколько конкретного места, где его дернуло током. Некоторые мудрые псы после первого шока четко выделяют запах проводов, вычисляют саму ситуацию и не дают себя обмануть. Очаровательная ньюфаундлендиха Ласта разгадывала все наши ухищрения, как мы электроловушку не маскировали. Зато не «электрифицированные» куски пожирала с аппетитом.

Горчица, перец, которыми можно зарядить лакомство, тоже не всегда приносят результат. Известны любители, съедающие эту горечь с удовольствием. Но попробовать надо.

Останавливающая команда — спасительная команда. Сколько искалеченных животных на дорогах! Бежит пес, увлечен чем-то, озабочен. Машина рядом. Вот тут-то резкая, как удар бича, команда «стой». И замер как вкопанный.

Пригодится подобное знание и в других ситуациях.

Отработка разнообразная. Орудия — поводки длинные и короткие, строгий ошейник. Не бойтесь максимальности рывка. Запредельное торможение, могущее наступить, даже в чем-то полезно. Главное, чтоб замер, — потом разберемся, очухаемся.

Несколько слов об основных трудностях при дрессуре, об основных ошибках.

При подзыве собака должна все бросать и бежать к вам с радостью. Процентов тридцать собак этого не делают. Причины? Чаще всего то, что после подзыва бедному псу цепляют поводок и волокут домой. Мрачная перспектива. С детства повторяйте десяток-другой подзывов с приятностью — лакомство, ласки, игра, апорт. А потом — милейшая команда «гуляй». Когда станет постарше, закрепите подзыв строгостью: тут поможет длинный поводок. Не бегайте за щенком, напротив, убегайте от него, прячьтесь. Пусть все время держит вас в поле зрения, боится потерять. Порой, спрятавшись, усугубите ситуацию «вредным» помощником, злоумышленником, злоумышляющим против щенка какую-нибудь пакость. Но не переборщите, не напугайте. Помощник пусть сымитирует испуг, вы вовремя прибегите на помощь.

Движение рядом. Как привязанный, должен ходить пес у левой ноги без всяких там поводков. Отработку начинайте с собакой, вдоволь нагулявшейся, даже уставшей; освоив азы, переносите тренировки в густонаселенные места, в толчею прохожих, в шумы аэропорта, в сумятицу электричек и трамваев. Вместо строгого ошейника можно применять перехлест поводком через пах. Но не перебарщивать. Подстраивайтесь к типу, породе, характеру собаки. Нет опыта — консультируйтесь со специалистом, не стесняйтесь и не экономьте.

Апорт. Команда важна для органичного перехода к следовой работе. Необходимо умение апортировать как тяжелые, объемные предметы, так и мельчайшие, вплоть до спички. В корце не верно то, что, подобрав брошенную палку, пес сразу мчится к хозяину. Он должен подобрать и стоять, ожидая следующей команды. Полезно носить поноску. Мои псы носят даже колбасу, завернутую в бумагу. Двойная польза: равнодушность к корму вне миски и аккуратность апортировки.

Не обученные с детства собаки порой от поноски отказываются. Ласту я додрессировывал в четырехлетием возрасте, апорт она презирала. Сделал резинку от ошейника и на два конца палочки. Вставлю в пасть: «Апорт, хорошо, девочка, бравушки», пытается выплюнуть — не получается. Смирилась, но палочку без резинки все равно выплевывала. Долго мучился с ней, пока не заметил, что она с азартом хватает голубиные перья. Одел палочку в перья — получилось.

В каждой ситуации изыскивайте личностные интересы