Литвек - электронная библиотека >> Рамакришна >> Религия и духовность: прочее >> Притчи и истории Рамакришны

Притчи и истории Рамакришны

ПРЕДИСЛОВИЕ

Шри Парамахамса Рамакришна (настоящее имя Гададхар Чаттерджи) — индийский религиозный проповедник и общественный деятель, живший в XIX веке, стал широко известен в нашей стране после опубликования на русском языке в 30-х годах его биографии, написанной Р. Ролланом. С учением Рамакришны о единстве всех религий были хорошо знакомы JI.H. Толстой, Н.К. Рерих и другие представители русской культуры.

Шри Рамакришна уже в детстве мог входить в сверхсознательное состояние (самадхи). Позднее, служа в храме, находящемся в Дакшинешваре, недалеко от Калькутты, он достиг полного Просветления.

Следуя духовным мистическим традициям различных религий, Рамакришна всегда получал один и тот же результат — слияние с единым Богом. Поэтому он начал проповедовать единство всех религий.

Рамакришна в своих проповедях и беседах часто использовал притчи, многие из которых сочинил он сам. Эти мудрые, полные юмора и тонкой иронии истории оказывают такое благотворное влияние, что люди после их прочтения нередко меняются, внося коррективы в свое поведение.

Шри Парамахамса Рамакришна считается в Индии Аватаром, или воплощением Бога на земле, а его почитатели ведут большую духовно-просветительскую работу в западных и восточных странах. Многие из них со временем стали последователями Бхагавана Шри Сатья Саи Бабы, Аватара нашего времени, живущего в южной Индии и осуществляющего на глобальном уровне уникальную миссию по восстановлению утраченной дхармы, или праведности, и также как Рамакришна, проповедующего единство всех религий. В число последователей Рамакришны входил и ныне покойный биограф и переводчик Шри Сатья Саи Бабы — Н. Кастури, в свое время занимавший должность секретаря ашрама Рамакришны в Майсуре.

Рамакришна был духовным наставником Свами Вивекананды.

Данные притчи являются всего лишь небольшой частью бесед Парамахамсы, которые были записаны его учеником и напечатаны в 1902—1903 годах в Калькутте на бенгальском языке в пяти томах под названием «Рамакришна катхамрита», или «Нектар бесед Рамакришны».

А. П. Язев

Е. Е. Жуковская

МИР

В мирском лесу

Как-то раз три разбойника напали в лесу на путника и ограбили его. Затем один из них предложил:

—      Давайте убьем этого человека, — и занес саблю над головой жертвы. Но другой разбойник остановил его и предложил просто связать путника и оставить в лесу. Так они и поступили. Через некоторое время третий разбойник, пожалев беднягу, вернулся назад и, развязав его, вывел на дорогу, ведущую к городу. Путник в знак благодарности пригласил разбойника к себе домой, но тот ответил:

—      О, нет, меня сразу же узнают, схватят и посадят в тюрьму!

Мир — это лес, а три разбойника, живущие в нем — саттва (гармония), раджас (активность) и тамас (инертность), мешающие человеку познать Истину. Тамас стремится уничтожить его, раджас привязывает к миру, а саттва избавляет от тамаса и раджаса. Благодаря саттве человек освобождается от гнева, похоти и других тамасических и раджасических качеств. Хотя саттва и ослабляет путы, привязывающие человека к миру, и выводит на дорогу, ведущую к Богу, она из той же «банды», что тамас и раджас. Даже человек, наделенный саттвическими качествами, отстоит от Истины очень далеко.

Люди сильно отличаются друг от друга

Люди бывают четырех типов: изначально свободные, стремящиеся к Освобождению, достигшие Освобождения в этой жизни и привязанные к миру. В этом отношении они похожи на рыб. Некоторые из них, подобно изначально свободным душам, никогда не попадают в рыбацкие сети. Другие же, оказавшись в сетях, стараются вырваться на свободу, как это делают люди, стремящиеся к Освобождению. Но это удается сделать далеко не всем. Когда же какая-нибудь рыба с громким всплеском ухитряется выпрыгнуть из сетей, рыбаки начинают громко кричать:

— Смотрите, крупная ушла!

Однако большинство рыб, попавших в сети, даже и не пытаются вырваться на свободу. Они зарываются в донный ил, думая, что там им ничто не грозит. Но, в конце концов, рыбаки вытаскивают их вместе с сетями на берег. Такие рыбы подобны людям, привязанным к миру.

ПРОКЛЯТИЕ МИРСКОЙ ЖИЗНИ

Причина всех несчастий

Однажды летавшему вдоль морского берега коршуну удалось поймать большую рыбу. Увидев это, его с оглушительным карканьем начали преследовать сотни ворон. И куда бы коршун ни направлялся — на юг, на север, на запад или восток, вороны летели за ним. Наконец, измученная погоней птица разжала когти и бросила свою добычу на землю. Вороны сразу же прекратили преследование и устремились к упавшей рыбе. Избавившийся от погони коршун опустился на дерево отдохнуть. Наслаждаясь наступившей тишиной, он подумал: «Сколько беспокойства причинила мне эта рыба. Но как только я бросил ее, меня сразу же оставили в покое!»

Пока человек держится за «рыбу», то есть пока его обуревают желания, он вынужден жить в миру, часто испытывая при этом тревогу, беспокойство и раздражение.

Но после отречения от желаний вся его мирская деятельность сразу сходит на нет и в душе воцаряются мир и покой.

Набедренная повязка

Некий садху (подвижник), следуя указаниям своего гуру (духовного учителя), построил в пустынном месте небольшую хижину, покрыл ее пальмовыми листьями и начал практиковать в ней йогу. После занятий он совершал в реке омовение, стирал свою набедренную повязку и затем сушил ее на ветвях дерева. Но однажды его набедренную повязку стащили крысы и прогрызли в ней большую дыру. Садху был вынужден отправиться в деревню, куда он иногда ходил за подаянием, чтобы попросить у селян кусок ткани. Когда через несколько дней садху вновь отправился в деревню, он из предосторожности положил свою набедренную повязку сушиться на крыше. Возвратившись, подвижник увидел, что на этот раз крысы разорвали ее на мелкие кусочки. Садху был очень раздосадован и не знал к кому теперь обратиться.

На следующий день, тем не менее, он снова пошел в деревню. Но селяне заявили, что не могут давать ему новую ткань каждый день и посоветовали завести кота, который будет отпугивать крыс,

Садху раздобыл в деревне кота и принес его в свою хижину. После этого крысы перестали беспокоить подвижника и его радости не было предела. Он с большой любовью заботился о коте, и каждый день приносил ему из деревни молоко. Но через несколько дней селяне заявили ему:

—      Садхуджи, никто не собирается снабжать тебя молоком каждый день. Заведи