Литвек - электронная библиотека >> Александр Мельский >> Публицистика и др. >> У истоков великой ненависти. Очерки по еврейскому вопросу. >> страница 3
из Египта, рассказывает Диодор, они обосновались в области Иерусалима и «образовав еврейский народ, передавали в своей среде по наследству ненависть к людям».

Сенека (4 до РХ — 65 по РХ), один из самых значительных философских писателей древнего Рима: — «Обычаи этого преступного народа (иудеев) настолько укрепились, что широко распространяются во всех странах; побежденные навязали свои законы победителям».


Много писал о человеконенавистничестве и прочих отрицательных чертах иудеев римский историк Тацит (55 — 120 по РХ). «Покуда ассирийцы, мидийцы и персы владели Востоком — иудеи были наиболее презираемой частью их подчиненных. После того как власть перешла в руки македонцев», писал Тацит в пятом томе своей Истории, «царь Антиох сделал попытку уничтожить их суеверия и ввести среди них греческие обычаи, чтобы перевоспитать этот отвратительный народ».


Исследование литературных памятников античного мира показывает, что презрение к евреям и резкое осуждение их особенностей было уже в те времена всеобщим явлением. Это всецело подтверждает в своем ученом труде «Антисемитизм в древнем мире» (Москва, Ленинград, 1922) еврейский историк Соломон Лурье.


«Презрение к евреям», пишет С.Лурье (стр. 192) «настолько вошло в обиход, что наименование еврея получило, наконец, нарицательное значение в смысле всего грязного, некрасивого. Так, Клеомед, ругая Эпикура за его скверный стиль, говорит: «Его язык взят из самой гущи синагоги и толпящихся вокруг нее нищих: в нем есть что-то плоское жидовское и ползущее по земле, как пресмыкающееся. «Другое подобное свидетельство», — продолжает Лурье, «мы находим у Аммиана Марцеллина. Он рассказывает: Когда император Марк Аврелий проезжал по Палестине, часто в нем вызывали омерзение встречавшиеся ему вонючие и суетливые евреи».


Это отвращение к евреям отнюдь не было особенностью древнего греко-римского мира. Оно сопровождало евреев всюду. В памятниках древней письменности самих евреев мы находим бесчисленные тому свидетельства. Так в книге Бытия (гл. 43,32) описывается угощение, поданное царедворцем Иосифом своим пришедшим в Египет за хлебом братьям, на котором присутствовали и приглашенные египтяне: «И подали ему особо и им особо, и Египтянам, обедающим с ним особо: потому что Египтяне не могут есть хлеб с евреями; потому что это мерзость для Египтян». В псалмах вечно возвращается один и тот же мотив: «Мы сделались посмешищем у соседей наших — поруганием и посрамлением у окружающих нас. (Пс. 79,4)».


Еще ярче выступает всеобщее презрение и ненависть к евреям в писаниях арабских и персидских ученых древности. Целый ряд мест в Коране характеризует отношение к евреям Магомета. «Из-за несправедливости их, мы запретили евреям, кое-что хорошее, что раньше было им дозволено, потому что они далеко отстранились от религии Божьей и занимались ростовщичеством, что им запрещено, и незаконно поглотили имущество других людей», читаем мы в Коране, в 4-й главе отдела Зуре. И далее: «Ты никогда не должен уставать изобличать их (иудеев) обманы. Они обманщики почти все без исключения».


А вот несколько типичных выдержек из свидетельств представителей ученого мусульманского мира.


Адб-аль-Квадир аль-Жиляни (545 по РХ): «Иудеи, которые живут рассеянными во всем мире, но все же крепко держатся друг друга — хитрые, полные ненависти к людям и опасные существа, с которыми надо обращаться, как с ядовитой змеей, т.к. если позволить ей хотя бы на мгновение поднять голову, она непременно укусит, а укус ее безусловно смертельный».


Манави аль Маулид (821 по РХ): «Ожидать честности и правды от иудея — то же самое, что предполагать невинность у старой проститутки».


Мирза Хассан Хан (1649 по Р.Х.): «Для меня является непонятным, почему давно уже не истребили этих кровожадных животных! Разве не убивали бы сразу диких зверей, пожирающих людей, даже если бы звери эти были человекоподобные? А разве евреи не истребители людей?»


Обратимся теперь и культурному наследию Запада. В хронике Григория Турского (540-594) мы находим следующее изречение Гунтрама, короля из династии Меровингов: «Горе этому народу иудейскому, ибо он скверный и вероломный и в сердце у него всякая злая хитрость».


Петр Клюнийский, знаменитый бенедиктинский монах XII века: «Я советую не уничтожать евреев, а наказывать их в соответствии с их же пороками. Не было бы всего справедливее — отнять у них все то, что они присвоили себе обманным путем? То, чем они обладают, украдено ими гнусным способом, и так как они до сих пор оставались ненаказанными за свою наглость, то украденное ими имущество должно быть снова от них отобрано. То, что я говорю, всем известно. Ибо не честным хлебопашеством, не законной воинской службой, не путем какой либо полезной работы наполняют они свои амбары хлебом, свои погреба — вином, свои кошели — деньгами, свои рундуки — золотом и серебром, а гораздо более путем обмана и тайного скупа, краденых вещей у воров, причем они ценные вещи приобретают за гроши».


Эразм Роттердамский — наиболее просвещенный из всех гуманистов, светило науки XVI века: «Грабеж и сдирание шкуры с бедного человека, производимые жидами, превосходят все меры, и далее терпеть это, прости Господи, невозможно».


Мартин Лютер (1483—1548) — вождь протестантской борьбы против папства, основатель лютеранского вероисповедания: «Все трусливые воздыхания и вожделения их (иудеев) сердца преисполнены желанием когда-нибудь поступить с нами, язычниками, так же, как они поступили с язычниками в Персии во времена Есфири. О, как любят они эту книгу Есфирь, которая так созвучна с их кровожадными, жаждущими мести и убийства устремлениями и надеждами! Солнце никогда еще не освещало более кровожадного и мстительного народа, который потому воображает себя народом Божьим, что должен убивать и душить иноверцев».


Джордано Бруно (1540—1600) — знаменитый итальянский мыслитель, защитник Коперника и мужественный борец против католического мракобесия, сожженный инквизицией на костре: «...они (евреи) представляют собою племя, разносящее столь сильную заразу, нравственно столь прокаженное и опасное, что заслуживают, чтобы их уничтожали еще до рождения... Евреи — народ, всегда низменный, раболепный, бесчестный, обособленный, замкнутый, избегающий сношений с прочими народами, которых он преследует зверским презрением, навлекая на себя этим самым заслуженное презрение с их стороны».


Интересно, что и век рационализма, век Великой Французской Революции и «Декларации прав человека», давший толчек к уравнению евреев в правах с неевреями, ничего не изменил во