Литвек - электронная библиотека >> Богдан Владимирович Ковальчук >> Детская проза и др. >> Незабываемое детство >> страница 2
сказать не забыл. К животным надо относиться с любовью и уважением. Не страшно, если тебя не поймут. Главное, они почувствуют, что ты им не враг.

И действительно, не поняв команды Павлуши, овчарка лежала, как и прежде, но в глазах её светилось дружелюбие.

– Сегодня ты нашёл себе нового друга, – подытожил дедушка. – Собака запомнила твой запах и признает тебя в следующий раз.

– Пойдём расскажем про это бабушке, – заторопился мальчик. – Ей будет интересно узнать про наше приключение.

И дедушка с внуком, довольные, зашагали по аллее к дому.

Пришли как раз к началу обеда. Баба ждала уже с тарелкой блинов и с большой кастрюлей наваристого борща. Рядом стояла бутылка ряженки для дедушки и стакан кефира для Павлуши.

– Ну, бабка, наливай борща, да не жалей сметаны, – скомандовал дед, ласково глядя на старушку. – Мы с внуком очень проголодались.

Довольная бабуля засуетилась у плиты, и вскоре на столе появилась и закуска, и сало, и припасённый для особого случая десерт.

Павлик ел и причмокивал. Ему очень нравилось жить у дедушки с бабушкой!


* * *

Как-то после летней грозы бабуля вышла погулять с внуком во двор. Павлик вынес грузовичок, ухватился за верёвочку и принялся возить его по лужам. Колёса у машинки были большие, и она легко переезжала через водные преграды.

Иногда к ногам Павлуши подлетали воробьи. Они пили дождевую воду и следили за его игрой. Поодаль сидели голуби и о чём-то ворковали.

– Бабушка, а чем питаются птицы? – спросил любознательный мальчик.

– Одни едят гусениц, жуков, червяков. Другие птицы зерноядные: любят хлеб, пшено, ягоды. Есть и всеядные птицы, они едят всё подряд: это синицы, воробьи и вороны.

– Только зачем они едят червяков? – искренне удивился Павлик. – Разве черви вкусные?

– Для птиц это лучшее лакомство. Вот ты – что любишь кушать больше всего?

– Шоколад! – ни секунды не раздумывая, выпалил малыш.

– Видишь, как бывает. А птички, наоборот, его не едят. Всё же они пернатые, а не люди. У каждого свои предпочтения.

Павлику захотелось сделать что-то хорошее для птиц, покормить их. Но рыться в земле и выкапывать червяков ему было не очень по душе.

– Бабуля, а у нас не осталось корочки хлеба после завтрака? – осторожно спросил он.

Бабушка сразу поняла желание внука и согласилась:

– Конечно же, осталось. Пойдём наверх, я тебе отрежу кусочек, – и внук с бабулей поднялись в квартиру.

Бабушка отрезала краюху буханки и вручила Павлуше:

– На, сходи, покорми пичужек. А я подожду тебя дома. Да, и запомни: птицы едят только белый хлеб. От ржаного у них животики болят.

Павлуша схватил протянутый кусок и радостно спустился к голубям, которые, казалось, только его и ждали. Бросив корочку голубкáм, а мякиш воробьям, он принялся наблюдать за довольными птицами. «Как хорошо помогать маленьким!» – думал он, и с каждой минутой у него на сердце становилось теплее.

…На следующий день бабушка усадила внука рядом с собой и передала ему шкатулку. Шкатулка была деревянная, с коваными металлическими накладками, и закрывалась на ключ.

«Что в этой коробочке? – загорелись глаза у малыша. – Может, конфеты? Или надувные шарики?»

– Эту вещь я оставляю тебе. Открой аккуратно крышку, – попросила бабушка.

Павлик повернул ключик. Щёлкнул механизм, и шкатулка открылась. Внутри показались богатства: деревянная уточка, волчок, лошадка, тряпичная кукла-мотанка и тонкая оправа очков без стёкол.

– Это мои игрушки, в которые я играла в детстве. Я передаю их тебе и хочу, чтобы ты их сберёг. Лошадку смастерил своими руками мой отец – твой прадедушка. Долго вырезал ножиком из полена – и вот посмотри, какая красивая получилась.

– Это как папа Карло вырезал Буратино, да?

– Примерно так, – улыбнулась бабушка, затем продолжила: – Волчок он тоже сделал сам. Долго подтачивал с разных сторон, чтобы он ровно вращался, не сваливался. Проверь: работает?

Павлик схватил ручонкой волчок, поставил на пол и резко крутанул. Волчок как будто óжил и резво завертелся на радость малышу. Павлик смотрел на него заворожённо, пока тот не остановился и не опрокинулся на бок.

– Теперь взгляни на уточку. Она любит купаться в воде и не тонет.

– А она летать умеет? – тут же полюбопытствовал ребёнок.

– Настоящая умеет. А это игрушечная, она только плавает.

Затем мальчик взял в руки оправу для очков. Повертел её туда-сюда, надел себе на нос.

– Теперь я такой же, как ты, – обрадовался Павлик, глядя на бабушку. – Теперь я тоже в очках.

На глазах бабули выступили слёзы. Ей вспомнилось, как её отец точно так же носил оправу у себя на носу. Как ласково на неё смотрел, как читал ей сказки… Столько лет прошло! А теперь она уже и сама бабушка. Скоро и её очки в кожаном футляре перейдут по наследству правнукам.

– Ты только не забывай о нас с дедушкой, когда вырастешь, – промакивая глаза платком, попросила она. – Помни, как мы с тобой играли, какие подарки дарили, как ходили гулять.

– Я никогда тебя не забуду, бабуля! – искренне пообещал маленький Павлик и прильнул к пожилой женщине.

От бабушки пахло её любимыми духами «Белая акация». Ах, как хорошо сидеть в её объятиях! Мальчик был счастлив. Ему было тепло и уютно. На душе царило спокойствие и умиротворённость.


* * *

Шли годы, хлопчик подрастал. Научился читать, писать и считать от одного до ста. Если постараться, то мог посчитать и обратно, от ста до одного. А также знал несколько правил из таблицы умножения: сколько будет дважды два и пятью пять.

Родители вернулись с Севера домой, и вся семья теперь была в сборе. Вскоре настало время поступать в школу.

Родители взяли Павлушу за руки и торжественно пошли в магазин – покупать новую школьную форму. Долго выбирали нужный размер. В конце концов мальчик примерил обновку.

– Ах, какие штанишки! И какой удобный пиджачок! – обрадовался Павлик. – В нём столько карманов!

Затем принялся планировать: «В левый я положу платочек, в правый солдатика. В нагрудном кармашке будет лежать мой блокнотик». Блокнотик ему подарил дедушка, и туда Павлик записывал самое важное, что слышал от взрослых.

«Семь раз отмерь, один отрежь», – гласила первая запись. «Слабым надо помогать. Сильные и сами справятся», – гласила вторая. «Зять – так называет бабушка моего папу. А он называет её тёща», – гласила третья запись. Всё это надо было выучить и запомнить.

Кроме униформы у Павлика было ещё одно приобретение – красивый новый ранец. Мальчик собрался было сложить туда игрушки, но мама заверила, что в портфеле место только книгам и тетрадям. Всё же маленькую машинку мама