Литвек - электронная библиотека >> Ольга Сергеевна Сизова >> Космическая фантастика и др. >> Лучшие друзья >> страница 2
что гость делал это крайне неловко и неумело, словно он делал это впервые в жизни. Второй пилот последовал примеру первого и стал высвобождать себя из «паутины» ремешков. Капитан Оха кивнул Сэе и та, боязливо и неуверенно проскользнула ближе к капсуле. Она кивнула существам, словно безмолвно попросив разрешение, и стала осторожно расстегивать удерживающие ремни. Освободившись, экипаж капсулы неожиданно сменили свое некогда спокойное и безынициативное поведение на энергичное и исследовательское. Они стали активно и беспорядочно перемещаться по свободному пространству, издавать разнообразные звуки и пытаться ознакомиться со всеми предметами и живыми существами вокруг.


Капитан Оха уверенно направился к одному из пилотов, прибывших на капсуле, чтобы вновь попытаться наладить контакт. Однако, пилот двигался настолько хаотично, что Капитану было трудно оказаться прямо перед напротив него, чтобы начать говорить (на Сафаре считается крайней невежливостью – начинать общение, не находясь строго напротив глаз собеседника). Капитан кивнул в сторону одного из инженеров, находящихся за Главным пультом – тот понял безмолвную команду и создал энергетические стены, заключив гостей Сафариан вместе с Капитаном в небольшое «кольцо» в центре зала.


– Приношу вам мои искренние извинения, за такой необходимый шаг, – быстро проговорил Капитан, – я всего лишь хочу, чтобы окружающая обстановка не отвлекала вас от нашего предложения дружбы. Существа с новой планеты уставились на него с нескрываемым интересом. – Фес, переходи ко второй ступени протокола, – сказал Капитан сквозь энергостену.


Речь Капитанов для первого контакта играет очень важную роль в становлении диалога с представителями других планет – она демонстрирует мягкий и дружелюбный тон Сафарианского языка, давая понять новым друзьям, что Сафариане пришли с миром. Когда первый, невербальный контакт налажен, и благожелательность излучается от обеих сторон, второй этап протокола становится возможен.


Вторая ступень протокола «Первого контакта» означает переход к задействованию коммуникативных технологий. Под коммуникативными технологиями подразумевается использование универсального переводчика – устройства, которое способно «обучаться» новому языку и делать межпланетное общение возможным. Универсальный переводчик – невероятно сложный девайс, который на порядок опережает технологическое развитие Сафары – дар от дружественного народа с соседней планеты. Это уникальное устройство объединяет нейронные центры с компьютерным кодом, чтобы обнаружить лингвистические паттерны – повторяющиеся модели формирования языка, используя которые можно понять речь почти любой эволюционно-развитой расы.


Перед миссией первого контакта в универсальный переводчик загружается все имеющиеся данные об инопланетном способе общения: разнообразные примеры языков народов, обитающих данную планету. Доступные примеры письменного и вербального общения тщательно каталогизируется и обрабатывается Коммуникаторами, прежде чем высокотехнологичное устройство вступит в работу.


Перед полетом к Голубой Планете Фес активно участвовал в программировании Универсального Переводчика, как будущий Коммуникатор предстоящей миссии. Команда ученых-коммуникаторов тщательно изучала все данные с зондов, вернувшихся с Голубой планеты, тем самым подготовив устройство-интерпретатор к новому, неизвестному языку. Фес лично совершил заключительную проверку готовности Переводчика. Это была первая миссия для Сафариан, где они сами выступают в роли инициаторов Первого контакта.


И сейчас Фес готов опробовать этот прибор при Первом контакте с обитателями новой неизведанной, но уже эволюционно и технологически развитой для полетов в космос, планеты, именуемой «Голубой» у Сафариан. Переполненный волнением, Фес быстро проскользил к краю Главного Пульта, задев щупальцевидными конечностями Сэю и чуть не сбив ее с «ног». Набрав пароль на щитке, он одним движением высвободил из хранилища Универсальный Переводчик. Девайс состоял из квадратного бокса и присоединенной к нему округлой рамки – нейронного считывателя. Капитан Оха отдал команду убрать энергостены, чтобы Фес приблизился к гостям с Голубой планеты. Фес не стал увеличиваться в росте для приветствия, как сделал Капитан Оха для его протокольной речи Первого контакта. Как специалист в области межгалактической коммуникации он понимал, что для жителей других планет данное правило этикета может означать нечто совсем другое, чем для Сафариан. Он решил ограничиться прямым взглядом (означает открытость и проявление уважения), медленными движениями (миролюбивость и спокойствие) и мягким тоном голоса (дружелюбие). Фес осторожно и не спеша надел само-фиксирующуюся круглую металлическую рамку Универсального переводчика на голову одного из пилотов и перевел взгляд на Капитана. Тот кивнул и вытянулся в половину своего изначального роста («Ох уж эти протоколы…» – успел подумать про себя Фес) и вновь заговорил.


– Приветствуем вас, представители Голубой планеты! Мое имя – Капитан… , – не успев договорить помпезную фразу, он замолчал, потому что пушистый гость издал пронзительный звук и предпринял попытку содрать с себя сканер девайса. Второй из пилотов попытался ему помочь. – Прошу вас, не стоит нас бояться. Мы пришли с миром! Мы – жители планеты Сафара, мы предлагаем дружбу жителям Голубой планеты! – Капитан Оха, забыв про стандартное капитанское приветствие, стремился донести свою мысль до своего гостя до того, как он преуспеет в избавлении от сканирующего элемента Переводчика. Впрочем, инопланетному гостю это все же быстро удалось, и рамка-ободок полетела вниз. Второй пилот капсулы оказался более спокойным и с неподдельным интересом позволил Фесу надеть на него сканирующий ободок интерпретирующего языки устройства. Как только сканер зафиксировался на голове второго гостя, Капитан Оха терпеливо вдохнул и проговорил свою выученную речь. Его собеседник внимательно («Внимательно, но абсолютно не понимая?» – промелькнула мысль в сознании Феса) выслушал Капитана, но без какой-либо реакции. Капитан уже в четвертый раз протараторил протокольные фразы приветствия, добавив в конце «Вы меня понимаете?». Пара проницательных глаз продолжала с интересом смотреть на него, наклонив голову чуть вбок, но не воспроизводя ни звука.


Фес паниковал внутри себя и не мог больше сдерживаться. «Моя первая миссия в качестве Коммуникатора! Я собрал и организовал все имеющиеся данные с разведывательных зондов. Я был ответственен за подготовку и