Литвек - электронная библиотека >> Э. Бояджи >> Спецслужбы и др. >> История шпионажа. Том 2 >> страница 3
иностранных дел и военного флота.

Путч Зоссена

Вильгельм Кейтель передал своим офицерам директивы фюрера, врученные ему Риббентропом. Адмиралу Вильгельму Канарису в тот момент хватило мужества вслух сказать командующему, что все думали про себя, — это были постыдные акции, и честь немецкой армии будет замарана навсегда.

И на этот раз абвер и военная разведка противостояли СД и службе безопасности СС. Мог ли повториться сейчас неудавшийся путч 1938 года?

В октябре 1939 года войсковое командование во главе с генералом Францем Хальдером разместилось в Зоссене, в 25 километрах от Берлина. В то время ходили слухи, что Канарис и Хальд ер страдали от нервного истощения от увиденного, от той жестокости, с которой они столкнулись в войне с Польшей.

Этим нервным истощением, по видимости, была непрекращающаяся в армейском командовании конспиративная борьба. Начало войны дало ей новый импульс.

В абвер Канарис и его заместитель Ганс Остер привлекли большую группу видных антинацистов: юриста Ганса фон Дохнаньи, мюнхенского адвоката Иозефа Мюллера, пастора Дитриха Бонхоффера и даже агента гестапо, ставшего советником правительства в Министерстве внутренних дел, Берндта Гизевиуса. Была налажена связь с командованием оккупационных войск. К антинацистам примкнули: генерал Карл Генрих Штюпльнагель, подполковник Ганс Гроскурт, генерал Эдуард Вагнер.

Генерал Эрвин фон Витплебен, давно примкнувший к заговорщикам, был назначен командующим 1-й немецкой армией, расположенной по линии Рейна и Мозеля, входившей осенью 1939 года в состав войск группы С под командованием фон Лииба.

В Генштабе 1-й армии работал один из блестящих представителей сопротивления — граф Петер Йорк фон Вартенбург (правнук генерала Йорка фон Вартенбурга, сражавшегося с Наполеоном, кузен графа Клауса Шенка фон Штауфенберга, будущего героя событий 20 июля, и друг графа Гельмута фон Мольтке — дипломатического советника оккупационных войск, основателя будущего знаменитого кружка в Крейсау).

С тех пор Витцлебен поручил Петеру Йорку фон Вартенбургу наладить связь с отставным генералом Людвигом Беком, который был душой первого заговора.

На западе Германии старый генерал Курт фон Хаммерштайн скопил резервы в полном смысле этого слова. 6 сентября 1939 года он вновь приступил к работе, намереваясь арестовать и убить Гитлера. Он пытался заманить Гитлера в ловушку, когда тот приедет с инспекционной поездкой на участок западной обороны в штаб Кельна, где генерал командовал резервной армией. Он спешил, так как знал, что Гитлер ему не доверяет и может заставить уйти в отставку в любой момент.

Знаменательно, что в момент начала войны английская разведка была осведомлена о том, что замышлялось в кружке Хаммерштайна. 3 сентября 1939 года один из заговорщиков, Фабиан фон Шлабрен-дорф, отважился предупредить полномочного представителя Англии сэра Джорджа Форбса, который уезжал на родину. Их разговор произошел в Берлине, в салоне гостиницы «Адлон», у всех на виду. В тот момент военному атташе при посольстве Англии сообщили, что небольшая группа высших офицеров немецкого военного министерства предлагает убить Гитлера по окончании военной операции в Польше.

Но ничего этого не случилось. Хаммерштайн, уставший от нерешительности своих коллег, сказал с горечью: «Дело кончится тем, что они сделают из меня, старого вояки, ярого антимилитариста!»

В военных кругах росло антинацистское движение. Но оно было хаотичным, недостаточно организованным и не учитывающим опасность, которой конспираторы себя подвергали, потому что контроль СД охватил все сферы жизни страны. Все были обеспокоены будущим Германии.

Серьезной попыткой повлиять на ход событий стал план, разработанный генералом Беком и бывшим бургомистром Лейпцига Карлом Герделером. Они ждали только подходящего момента, чтобы подключить к нему генералов. Этим поводом стал объявленный «Желтый план» — наступление на Запад.

В сентябре 1938 года осуществление «Зеленого плана» (оккупация Чехословакии) всколыхнуло заговорщиков. В августе 1939-го Гитлер, развязавший наступление на Польшу («Белый план»), обвел, переиграл конспираторов. Смогли бы они сейчас собраться и не упустить шанс?

Как и в 1938 году, но уже в другой, более сложной обстановке, они предприняли ряд встреч с представителями западных кругов, выясняя их реакцию на случай, если в Германии произойдет революция. Начал действовать абвер. К работе активно подключились: пастор и теолог Дитрих Бонхоффер, державший связь с англиканским епископом Беллом; Дохнаньи и Гизевиус были связаны со Швейцарией. Связным этой группы в Англии был бывший советник немецкого посольства в Лондоне Теодор Кордт, сохранивший в английской столице полезные знакомства.

Теодор Кордт и его брат Эрих были дипломатами, а по духу разведчиками. В одном из их экстремистских проектов убийство Гитлера замышлялось 11 ноября, накануне начала намеченного Гитлером наступления. В соответствии с «Желтым планом», нужно было пронести в канцелярию рейха бомбу. Это должен был сделать Эрих Кордт, так как имел доступ к канцелярии, работая начальником секретариата Иоахима фон Риббентропа.

Но дело упиралось в командующего войсками Браухича, которому они хотели поручить не доводить до сведения приказ Гитлера о начале наступления в соответствии с «Желтым планом». Мог ли генерал отговорить Гитлера от этого безумия и не начинать войну на Западе? Браухич был вызван Гитлером в канцелярию 5 ноября. Многие немецкие оппозиционеры были уверены, что, даже начавшись, эта новая военная операция закончится крахом, станет новым Верденом, и тогда им легче будет устранить Гитлера.

Одновременно продолжались тайные встречи с союзниками. Адвокат — агент абвера Йозеф Мюллер неоднократно встречался по этому вопросу с представителями Ватикана. Йозеф Мюллер был авторитетным католиком из Мюнхена. С ним считался папа Пий XII.

Во время предыдущей войны Папа Бенедикт XV назначил монсеньора Пачелли нунцием в Мюнхене. Будущий Папа завязал в то время важные дипломатические и политические связи в столице Баварии. Одновременно монсеньор Пачелли уделял внимание ассоциации Пио, которая была настоящей службой информации Ватикана.

Эта ассоциация была распущена вскоре после окончания Первой мировой войны из-за скандала, вызванного тем, что стало известно о сотрудничестве этой службы Ватикана с агентом немецкой разведки, адвокатом Жонксом. Но монсеньор Пачелли был слишком умен, чтобы недооценивать важность работы спецслужб. Йозеф Мюллер, адвокат и сотрудник военной разведки