ЛитВек: бестселлеры недели
Бестселлер - Маркус Зузак - Книжный вор - читать в ЛитвекБестселлер - Фрэнк Патрик Герберт - Дюна. Первая трилогия - читать в ЛитвекБестселлер - Юваль Ной Харари - Sapiens. Краткая история человечества - читать в ЛитвекБестселлер - Малкольм Гладуэлл - Гении и аутсайдеры: Почему одним все, а другим ничего? - читать в ЛитвекБестселлер - Айн Рэнд - Источник - читать в ЛитвекБестселлер - Джо Оуэн - Как управлять людьми. Способы воздействия на окружающих - читать в ЛитвекБестселлер - Ирина Якутенко - Воля и самоконтроль. Как гены и мозг мешают нам бороться с соблазнами - читать в ЛитвекБестселлер - Барбара Оакли - Думай как математик - читать в Литвек
Литвек - электронная библиотека >> Алексей Федорович Лосев >> Биографии и Мемуары >> Гомер >> страница 2
рукописи, но давали читать эти рукописи своим очень заинтересованным друзьям, которые не оставляли их без внимания. Намек на эти факты есть в предисловии Алексея Федоровича, где он деликатно пишет, что «многие проблемы гомероведения изучались и разрешались нами гораздо раньше, чем это делали авторы, которым уже удалось напечатать свои труды по Гомеру». Книга Лосева «Гомер» вышла первым изданием в 1960 г. Ей открыла путь его же «Античная мифология в ее историческом развитии» (1957 г. — то же изд-во «Учпедгиз») и она же как более актуальная задержала «Гомера». А тем временем, в 1957 г., в г. Архангельске вышла книга «Илиада». Разыскания в области смысла и стиля гомеровской поэмы». Ее автор, Н. Сахарный, не был специалистом в классической филологии, имеющей дело с греко-римской античностью. Однако он имел в руках и с должным интересом читал рукопись Лосева в самом конце 30-х годов и сделал из этого свои выводы[4].

В заключение несколько слов о лекциях и семинарах по Гомеру. А. Ф. Лосев читал ряд лет большой годовой спецкурс по Гомеру на классическом отделении Московского Государственного Педагогического Института им. Ленина. После изгнания из МГУ им. Ломоносова (1942–1944 гг.) за идеализм А. Ф. с 1944 г. до своей кончины в 1988 был профессором этого института. Я в то время с 1944 по 1947 гг. была там же аспиранткой. С 1944 г. мне пришлось заниматься у А. Ф. древнегреческими авторами и особенно Гомером, по которому в 1949 г. я защитила кандидатскую диссертацию. Могу сказать, что все мы, студенты и аспиранты, с огромным воодушевлением и даже восторгом слушали этот трудный, но в изложении Лосева абсолютно ясный курс. Помню, что аудитория все время расширялась и мы разыскивали все большие и большие помещения, что вызывало недовольство у зав. отделением проф. Η. Ф. Дератани и парторга доц. Н. А. Тимофеевой, враждебно относившихся к Лосеву. Но мы, молодежь, не унывали, старались работать достойно и как могли защищали своего учителя. Из среды слушателей курсов Лосева, мифологических и гомеровских, вышли в дальнейшем мои друзья, известные ученые, П. А. Руднев, О. С. Широков, Л. А. Гиндин, Ю. М. Каган, всегда сохранявшие благодарную память о своих первых шагах в науке вблизи профессора А. Ф. Лосева.

А. А. Тахо-Годи

ОТ АВТОРА

Настоящая книга предполагает кроме специалистов также и такого читателя, который очень мало что знает о Гомере. Поэтому начинается она с самых элементарных сведений, включая обзор сюжета гомеровских поэм и необходимых пособий исключительно на русском языке. Однако советский читатель не любит задерживаться на элементах. И студент, едва начавший слушать курс античной литературы, уже ставит такие вопросы, на которые преподавателю иной раз не так легко ответить. Поэтому изложение науки о Гомере быстро переходит от элементов к более трудным проблемам, к иностранной литературе и к попыткам научного исследования этой области.

Правда, здесь имеются некоторые трудности, которые невозможно обойти. По Гомеру существует огромная литература, насчитывающая сотни и тысячи разного рода книг, статей, заметок, словарей, популярных изложений и всякого рода исследований, начиная от анализа отдельных слов или грамматических элементов и кончая многотомными трудами. Изложить всю эту литературу не представляется никакой возможности. Кроме того, новейшая иностранная литература, неизменно растущая из года в год на разных языках, доходит до наших библиотек не вся. Мы решили в основном ограничиться литературой последней четверти текущего века. Этим объясняется то, что, к сожалению, не все разделы гомероведения представлены у нас равномерно в смысле изложения и использования новейшей литературы. Думается, впрочем, что для читателя это не будет особенно большой потерей, т. к. и без того литературы о Гомере имеется в наших библиотеках очень много, и иностранных работ о Гомере излагается у нас немало.

Что касается попыток нашего собственного научно-исследовательского подхода к Гомеру, то мы ограничились здесь только одной проблемой, но зато, думается, самой главной. Это проблема художественного мастерства и стиля Гомера в связи с породившей его эпохой социально-исторического развития греков.

Для советского литературоведа абсолютно ясна аксиома, гласящая об единстве художественного мастерства и стиля, с одной стороны, и общественной практики, с другой стороны. Это не значит, что все художественные произведения обладают этим единством в абсолютном смысле. Между указанными двумя областями в ином художественном произведении можно наблюдать и вполне определенное противоречие, даже разнобой. Но и в таком случае проблема единства играет первую роль, так как самый разнобой только и можно определить как нарушение этого единства. Художественный стиль и общественность находятся во всестороннем и притом глубочайшем взаимоотношении и взаимодействии.

Художественный стиль, во-первых, отражает ту или иную общественную формацию. Надо уметь показать, как определенный период общественного развития обусловил собой не просто содержание данного художественного произведения, но и всю его структуру, всю его методику, взятые в целом. Но художественный стиль, понимаемый в его единстве с идейным содержанием произведения, вместе с тем и обратно влияет на общество, его преобразует и не только преобразует, но часто является грозным разоблачением, карающим бичом или мощным зовом к прогрессу, к человеческому счастью, к свободе, разумности и солидарности вплоть до общечеловеческих масштабов.

Нечего и говорить о том, что исследование художественного стиля писателя — очень трудная и очень спорная задача. Во многих отношениях здесь приходится быть пионером и новатором и допускать разного рода неточности, односторонности и даже ошибки. Тем не менее когда-нибудь же надо приниматься за эту работу, что мы и сделали, несмотря на большие трудности и неясности в самой проблематике этой научной области.

Лежащее в основе настоящей книги исследование касалось трех главных проблем гомероведения. Мы, во-первых, хотели по возможности точно формулировать основы эпического стиля, не только ограничиваясь общим и популярным изложением, но пытаясь систематически развернуть все необходимые принципы художественного эпоса. Во-вторых, мы пытались не просто говорить о принципах стиля, но и рассмотреть все гомеровские материалы с точки зрения этих принципов, так что мы ввели целые главы, посвященные художественной действительности, изображенной у Гомера, включая изображение природы,