Литвек - электронная библиотека >> Борис Константинович Романов >> Медицина >> Безопасность ковидных вакцин

Борис Романов Безопасность ковидных вакцин

Часть 1. Введение

Уважаемые коллеги, тема моего доклада – безопасность вакцин для профилактики COVID-19 (ковидные вакцины).

Это самая актуальная и наукоемкая проблема глобального фармаконадзора в 2020-2022 годах.

Мы рассмотрим оценку безопасности всех ковидных вакцин, но особое внимание уделим вакцинам, зарегистрированным в России и в других странах Евразийского экономического союза (ЕАЭС).

Материалы для этого доклада – это обобщенная информация из трех глобальных баз данных для ковидных вакцин по состоянию на конец мая 2022 года: Трекер ковидных вакцин; База данных Уппсальского центра Программы мониторинга ВОЗ; База данных европейского фармаконадзора.

Итак, рассмотрим ковидные вакцины и особенности оценки их безопасности.


Часть 2. Ковидные вакцины

Если мы обратимся к трекеру ковидных вакцин – это ресурс trackvaccines.org, то увидим, что с 18 мая 2022 года он выводит при запросе из России надпись Country not allowed (Россия не одобрена).

Если у вас все же получится туда зайти, то можно увидеть там такую статистику: на сегодняшний день в 197 странах мира одобрено 38 ковидных вакцин. Из них 10 вакцин – одобрено ВОЗ, это примерно каждая 4-я вакцина.

Все вакцины для профилактики COVID-19 делятся на 2 типа, они все описаны в вакцинном трекере:

1-й тип – цельновирионные ковидные вакцины. В этом типе – два подтипа: инактивированные и живые аттенуированные ковидные вакцины.

2-й тип – ковидные вакцины, содержащие какой-либо компонент коронавируса. Это уже 6 подтипов ковидных вакцин. Больше всего среди них – векторных вакцин: реплицирующих и не реплицирующих.

Все одобренные ковидные вакцины включены в регуляторный классификатор MedDRA для центра мониторинга ВОЗ в Швеции, в городе Уппсала (база данных VigiBase). Внутри MedDRA все ковидные вакцины входят в классификационную группу J07BX – Other viral vaccines (Другие вирусные вакцины).

Вакцины, разработанные и производимые в России – не получили в ВОЗ международных непатентованных наименований, поэтому они включены в MedDRA под своими группировочными и коммерческими наименованиями.

Прежде всего это векторные вакцины группы Гам-Ковид-Вак (с их экспортным названием Спутник V и Спутник Лайт). Это и другие российские вакцины, в том числе классическая инактивированная ковидная вакцина (КовиВак) от Института Чумакова, одобренная в 3 странах и другие вакцины.

В России и в других странах разработаны также протеиновые ковидные вакцины (по-русски их называют пептидными). В России это ЭпиВакКорона, одобренная в 4 странах, Аврора-КоВ и Конвасэл.

В странах ЕАЭС, кроме того, одобрены и другие вакцины, в том числе РНК-овые: от Пфайзер (в Армении и Казахстане).

Всего в России на май 2022 года было одобрено 6 ковидных вакцин, в Казахстане – 9, в Беларуси – 4, в Армении – 6 вакцин, в том числе векторная вакцина от Астра Зенека (модифицированный вектор аденовируса шимпанзе).

Многие страны проводят клинические исследования новых ковидных вакцин. На сегодняшний день в 75 странах мира проведено или проводится 700 клинических исследований для одобренных вакцин для профилактики COVID-19. Кроме того, на сегодняшний день проводятся клинические исследования 197 вакцин-кандидатов.

Всего в жизненном цикле (от разработки до клинической практики) на сегодня уже более 230 ковидных вакцин разной степени разработки.

В России наиболее широко используются вакцины Института имени Гамалеи. Это наиболее известные российские ковидные вакцины за рубежом: аденовирусные векторы Ad26 и Ad5. В отличие от вакцины АстраЗенека, это генетически модифицированные штаммы аденовирусов человека, а не шимпанзе.

Согласно данным трекера вакцин: Спутник V зарегистрирован в 74 странах и сейчас по нему проводится 24 клинических исследования в 7 странах мира.

Спутник Лайт зарегистрирован в 26 странах, по нему проводится 6 исследований в 2 странах. Это все – открытые данные из трекера вакцин.


Часть 3. Оценка безопасности

Прежде чем перейти к данным Уппсальского центра Программы мониторинга ВОЗ, следует остановиться на особенностях оценки безопасности вакцин.

Безопасность препарата – это отношение его пользы к риску его применения. Это относится и к вакцинам. Оценку безопасности вакцин регламентируют постоянно обновляющиеся нормативные документы и руководства. Только они имеют юридическую силу и только их использование указывает на профессионализм проводящего оценку отношения пользы и риска для вакцин.

В России эту оценку проводят Региональные иммунологические комиссии. Это одно из ключевых звеньев системы. Ему предшествует врачебное звено – у которого тоже очень важная, инициирующая роль во всей этой системе.

Иммунологические комиссии проводят оценку информации от врачей после вакцинации вне рамок клинических исследований. В клинических исследованиях – оценку проводит комитет по оценке клинических данных. А далее, в любом случае эту их оценку переоценивают в системе фармаконадзора держателя регистрационного удостоверения (ДРУ) или организации разработчика. Это они решают, что показать регуляторам и потребителям.

Не может быть никакой самодеятельности, все должно быть валидировано и унифицировано. Иначе мы будем оценивать неизвестно что и неизвестно как.

В любом случае, если препарат применялся в соответствии с инструкцией, то юридическая (вплоть до уголовной), материальная и репутационная ответственность за проблемы с безопасностью лежит на ДРУ препарата. А внутри этой организации ДРУ – на генеральном директоре и уполномоченном лице по фармаконадзору, которые несут персональную ответственность за проблемы с безопасностью и на уполномоченном по качеству (если проблема – в качестве). Ошибки, незнание – могут обходиться им и пациентам очень дорого.

Существуют базовые различия терминологии фармаконадзора для вакцин по сравнению со всеми остальными готовыми лекарственными средствами (ГЛС).

Обратите внимание – в отношении фармаконадзора вакцин используется другая терминология и отличающийся понятийный аппарат фармаконадзора. Не такой, как для ГЛС. Это представляет сложность даже для тех, кто имеет личный опыт вдумчивого кодирования по MedDRA при оформлении извещений о случаях побочного действия.

Неправильно использовать для вакцин обычный фармаконадзорный термин Нежелательное явление (НЯ). Специалисты по безопасности вакцин так не говорят. Следует применять термин Побочное проявление после иммунизации (ПППИ).

Также не следует использовать в отношении вакцин фармаконадзорный термин Нежелательная реакция (НР). Вместо него следует применять два других термина:

1) Несерьезная нежелательная