Литвек - электронная библиотека >> Виктор Дмитриевич Тимофеев >> Научная литература и др. >> Ленинские принципы политики в отношении религии, церкви, верующих >> страница 3
в заявлениях церковных деятелей. Принимая за исходный тезис то, что поведение верующего полностью определяется его религиозными убеждениями, эти теологи полагают, что тяготение верующих трудящихся к марксистской социально-политической программе объясняется правильным прочтением «священного писания», совпадением «истинного» смысла своего вероисповедания с коммунистическим идеалом. Понятно, что такие взгляды находят отклик среди верующих, которым хочется иметь простое объяснение их симпатий к социализму, не требующее немедленного отказа от религиозных убеждений, к чему они не готовы. Оценка социального значения таких мировоззренческих установок, сопутствующих в наши дни революционным и национально-освободительным движениям, происходящих часто под религиозными лозунгами, является наряду с критикой клерикальных фальсификаций научного атеизма важной политической задачей.

Глубокое понимание отношения марксизма к религии чрезвычайно актуально и в связи с попытками пересмотра марксистской оценки религии современными ревизионистами типа Р. Гароди, Э. Фишера, Л. Колоковского, М. Маховца и других.

Объявляя устаревшей оценку Марксом религии как опиума народа, они приукрашивают социальную роль религии в истории общества и пропагандируют некий синтез марксистских и религиозных ценностей и соответственно отказ от пропаганды научно-материалистического, атеистического мировоззрения.

Все эти явления требуют осмысления со стороны наших научных и пропагандистских кадров, их умения убедительно разоблачать фальсификацию теории и практики научного атеизма как клерикальными антикоммунистами, так и ревизионистами всех мастей, правильно оценивать социальное значение различных современных общественных движений, выступающих под религиозными лозунгами.

Сформулированные К. Марксом и Ф. Энгельсом, развитые и примененные на практике В. И. Лениным принципы политики Коммунистической партии в религиозном вопросе служат сегодня надежным ориентиром для решения этих важных в теоретическом и политическом отношении задач.

В ленинском атеистическом наследии, прежде всего в работах, посвященных проблемам теории научного атеизма и практической деятельности партии в религиозном вопросе («Социализм и религия» — 1905 г.; «Об отношении рабочей партии к религии» — 1909 г.; «Духовенство и политика» — 1912 г.; «Предложения к проекту постановления пленума ЦК РКП (б) о пункте 13 программы партии» — 1921 г.; «О значении воинствующего материализма» — 1922 г.), а также в других трудах по философским, экономическим и политическим проблемам содержится целостное учение об отношении Коммунистической партии к религиозной идеологии^ и практике, к религиозным организациям и их руководящим центрам, к широким массам верующих. Изучение этих работ позволяет выделить четыре важнейших принципа в качестве основы для усвоения ленинских указаний, касающихся политики Коммунистической партии в области религиозных отношений. Это непримиримость марксизма и религии, единство атеистов и верующих в борьбе за мир, демократию и социальный прогресс, подчинение атеистической пропаганды политическим и экономическим задачам Коммунистической партии, свобода совести.


НЕПРИМИРИМОСТЬ МАРКСИЗМА И РЕЛИГИИ


Неотъемлемой частью марксизма является диалектический и исторический материализм. Как известно, марксистская философия рассматривает весь окружающий мир как проявление различных форм движущейся материи, существующей вечно и развивающейся по объективным законам. Все явления психического, духовного порядка являются свойствами высокоорганизованной материи. Материя — первична, сознание — вторично. При этом сознание человека способно дать верное отражение материального мира и всех его проявлений и свойств. Нет явлений непознаваемых, а есть только еще не познанные.

Противоположного взгляда придерживается идеалистическая философия. За первичное она принимает дух, сознание, а материальный мир считает его порождением.

В основе религиозного мировоззрения также лежит извращенное представление о соотношении материального и духовного. Первоначалом всего также объявляется нечто существующее независимо от материи, нечто доматериальное, некий сверхъестественный дух.

Из этого следует, что марксизм и религия противоположны и несоединимы по своему философскому подходу к объяснению мира. Религиозные учения, «священные книги» любой религии содержат идеалистическое толкование различных сторон жизни общества и рекомендации по частным вопросам жизнедеятельности общественных групп и поведения верующих.

Религии, сформировавшиеся в условиях антагонистического общества, в своих социальных позициях отражают преимущественно интересы господствующих эксплуататорских классов. Об этом заботятся идеологи религиозных организаций, сами являющиеся частью эксплуататорского класса, в определенных исторических условиях — особым эксплуататорским сословием. Поэтому в антагонистическом обществе религия является орудием духовного порабощения трудящихся масс, орудием защиты несправедливых порядков. Здесь она так* же противостоит марксизму, целью которого является как раз освобождение трудящихся от экономического рабства и духовного угнетения.

Характеризуя отношение рабочей партии к религиозной идеологии, В. И. Ленин писал: «И в силу нашего научного, материалистического мировоззрения, чуждого всяких предрассудков, и в силу наших общих задач борьбы за свободу и счастье всех трудящихся мы, социал-демократы, относимся отрицательно к христианскому учению»1, Эти ленинские слова определяют отношение марксистов к любой без исключения религии.

Научная программа преобразования общества может быть построена только на базе диалектико-мате- риалистического мировоззрения. Поэтому примирение марксизма и религии означало бы сведение марксистской программы построения общества, свободного от классового угнетения, до уровня неосуществимых социальных утопий, которых история знает, множество. Именно научный характер марксистской программы служит гарантией ее реального осуществления.

Будучи фантастическим, искаженным отражением окружающей действительности, религия препятствует распространению научных знаний о законах развития и путях преобразования мира. И, борясь за распространение марксистских идей, коммунисты, естественно, заинтересованы в освобождении масс от религиозных предрассудков. «Наша программа вся построена на научном и, притом, именно материалистическом мировоззрении. Разъяснение нашей программы необходимо включает поэтому и