Литвек - электронная библиотека >> Валентина Ивановна Сидорова и др. >> Советские издания и др. >> Петропавловская крепость: Путеводитель

Л. И. Бастарева, В. И. Сидорова ПЕТРОПАВЛОВСКАЯ КРЕПОСТЬ Путеводитель

Лениздат • 1986

* * *
В центре Ленинграда, на небольшом островке Невы, поднимаются каменные стены Петропавловской крепости — первой постройки города.

Крепость была заложена 16 (27) мая 1703 года и стала тем историческим центром, вокруг которого сложился и вырос один из крупнейших и красивейших городов нашей страны.

История Петропавловской крепости — яркая страница истории борьбы русского народа за исконно русские земли, за выход в Балтийское море. Это и история русского революционно-освободительного движения, история борьбы с самодержавием и крепостничеством: 200 лет Петропавловская крепость была местом расправы царизма с лучшими, передовыми людьми России. Через тюрьмы и казематы «русской Бастилии» прошли представители трех поколений революционеров — декабристы, разночинцы и пролетарские революционеры.

В дни Великого Октября 1917 года гарнизон Петропавловской крепости был на стороне восставшего народа и огнем артиллерии поддержал революционные отряды, штурмовавшие Зимний дворец.

В наши дни Петропавловская крепость — один из ценнейших историко-революционных и архитектурных памятников Ленинграда и один из крупнейших музеев страны.

Основание и строительство Петропавловской крепости

Петропавловская крепость возникла в период Северной войны со Швецией (1700―1721). Война велась за возвращение исконно русских приневских и прибалтийских земель, захваченных Швецией в начале XVII века. Эти земли входили в состав владений Великого Новгорода, по ним еще в IX веке проходила часть великого пути «из варяг в греки». Отсутствие выхода в Балтийское море тормозило развитие экономики Русского государства, а также необходимых политических, торговых и культурных связей со странами Западной Европы.

К началу XVIII века возвращение Балтийского побережья стало для Русского государства исторической необходимостью.

Карл Маркс в работе «Секретная дипломатия XVIII века» писал: «…ни одна великая нация никогда не существовала и не могла существовать в таком отдаленном от моря положении, в каком первоначально находилось государство Петра Великого».

Северная война началась для России неудачно: под Нарвой в 1700 году русская армия потерпела поражение. Но неудачи не остановили Петра I, прекрасно понимавшего историческую необходимость возвращения выхода к морю.

Уже в 1702―1703 годах русские войска одержали первые победы над шведами. В эти годы военные действия велись в районе Ладожского озера и верховьев реки Невы. В том месте, где Нева берет начало, на небольшом островке находилась шведская крепость Нотебург. Она была основана новгородцами еще в XIII веке и называлась тогда Орешек.

В октябре 1702 года после двухнедельной осады русские войска овладели крепостью Орешек. О взятии ее Петр I писал: «Правда, что зело жесток сей орех был, однако, слава богу, счастливо разгрызен. Артиллерия наша зело чудесно дело свое исправила».

Крепость Орешек (Нотебург) была переименована в Шлиссельбург — Ключ-город. Она действительно являлась ключом к выходу в море.

В апреле 1703 года русские взяли другую шведскую крепость — Ниеншанц, расположенную при впадении в Неву Охты — тогда полноводной, большой реки. Ниеншанц был сильным шведским укреплением с пятью бастионами, с многочисленными крепостными постройками, возведенными по всем правилам фортификационного искусства. Главную роль в штурме крепости сыграла русская артиллерия: ее сокрушительный огонь вынудил шведский гарнизон сдаться. Этот успех молодой русской артиллерии, созданной в короткое время ценой героических усилий, поддержала победа русских кораблей над шведскими в устье Невы в начале мая 1703 года. Выход в море был возвращен. Предстояло укрепить его. Для этого надо было создать мощную крепость.

Крепость Ниеншанц не могла обеспечить оборону устья Невы: она располагалась далеко от моря. На военном совете было принято решение искать место для новой крепости. Выбор пал на один из островов Невы, расположенных при разделении реки на три рукава: Большую Невку, Большую Неву и Малую Неву. Остров назывался Енисари (Заячий), или Люст Елант (Веселый остров). Местоположение острова с военной точки зрения было удобно. Широкая полноводная Нева служила защитой крепости, а сама крепость прикрывала вход в Неву со стороны Финского залива, и с ее стен можно было вести обстрел территории на значительном расстоянии. Сравнительно небольшие размеры острова позволяли строить крепость так, чтобы «лишней земли не оставалось» и неприятель не мог высадить десант у ее стен.

В военном журнале Петра I, который велся в годы Северной войны, за 1703 год было записано: «По взятии Канец… отправлен воинский совет, тот ли шанец крепить или иное место удобное искать (понеже оный мал, далеко от моря и место не гораздо крепко от натуры), в котором положено искать нового места, и по нескольких днях найдено к тому удобное место остров, который называется Люст Елант (то есть Веселый остров), где в 16 день мая (в неделю пятидесятницы) крепость заложена и именована Санкт-Питербурх…»

Отсель грозить мы будем шведу.
Здесь будет город заложен
Назло надменному соседу.
Природой здесь нам суждено
В Европу прорубить окно;
Ногою твердой стать при море.
Сюда по новым им волнам
Все флаги в гости будут к нам… —
писал об основании крепости-города столетием позже А. С. Пушкин.

Название крепости Санкт-Питербурх вскоре перешло на город, возникший на берегах Невы. Официально крепость называлась Санкт-Петербургской, но бытовало и другое название — Петропавловская — по построенному на ее территории каменному собору Петра и Павла.

День 16 мая 1703 года (27 мая по новому стилю),[1] когда лопаты солдат и «работных людей» вонзились в сырую землю Заячьего острова, принято считать днем основания Петербурга.

Строительство Петропавловской крепости велось по плану, составленному Петром I. Контуры крепости определились естественными очертаниями берегов Заячьего острова. Она получила форму вытянутого шестиугольника с шестью выступающими угловыми бастионами, которые позволяли вести массированный фронтальный и фланкирующий артиллерийский обстрел подступов к крепости. Бастионная система в то время была применена в России впервые.

За строительством наблюдали сподвижники Петра I — А. Д. Меншиков, Г. И. Головкин, Н. М. Зотов, Ю. Ю. Трубецкой, К. А. Нарышкин. Их именами были названы крепостные бастионы. Один из