Литвек - электронная библиотека >> Иван Дмитриевич Старостенко >> Публицистика и др. >> Хоррорлогия >> страница 91
Героиня Робертс получилась в духе «Джейн Эйр» – такая же добродушная, скромная, трудолюбивая, покорная и всей душой любящая главного героя. Это довольно не типичная роль для Робертс, и она отлично ее исполнила.

Малкович тоже сыграл блестяще. Как и в случае со Спенсером Трейси в экранизации «Джекилла и Хайда» 1941 года, Малкович, при перевоплощении в Мистера Хайда, не использовал грим, пологаясь лишь на свою игру. И у него удачно получилось сыграть обе роли. В его исполнении Мистер Хайд – сексуально одержимый маньяк, постоянно пристающий к главной героине, при этом не агрессивный, каковым он был во множестве экранизациях.

К сожалению, в отличии от своих предшественников, фильм не окупился в прокате, собрав 12 с лишним миллионов при бюджете в 47.

Между тем, в середине 1990-х вышел фильм о вампирах, который не был похож ни на один другой фильм ужасов, предшествующий ему. В нем удачным образом сочлись: боевик, черная комедия и ужасы. Этим фильмом был «От заката до рассвета», снятый Робертом Родригесом по сценарию Квентина Тарантино (исполнившем также одну из главных ролей). Фильм примечателен прежде всего своей сюжетной структурой: первый час экранного времени не происходит абсолютно ничего сверхъестественного.

Первая часть фильма выглядит как обычный боевик о двух братьях-преступниках, которые, спасаясь бегством от полиции берут в заложники священника в отставке с его двумя детьми, чтобы на их трейлере перебраться через границу. Когда же разворачивается вторая часть фильм в придорожном баре, где главные герои остановились на ночь, тогда начинается битва с непонятно откуда взявшимся вампирами.

И тогда главные герои фильма, как и зритель, начинают недоумевать, что вообще происходит. Это, конечно же, заслуга Тарантино, который написал сценарий в настолько нестандартной структуре, которую весьма редко использовали до этого в фильмах ужасов.

Исполнители главных ролей Джордж Клуни и Квентин Тарантино создали парочку очень колоритных персонажей. Тарантино в роли страдающего шизофренией и галюциногенными видениями Ричи Гекко превосходно проявил свой актерский талант. Кроме того, в фильме вообще был потрясающий актерский состав: Харви Кейтель (дебютировавший у Мартина Скорсезе, и снявшийся в общей сложности в более сотни фильмов), Джульетт Льюис, постоянная актриса Родригеса в период 90-х – прекрасная и соблазнительная Сальма Хайек. А также: Дэнни Трэхо, Чич Марин (сыгравший сразу 3 роли), Том Савини, и такие ветераны кино, как Джон Сэксон и Марк Лоурэнс.

Еще в фильме есть интересные отсылки к классике жанра. К примеру, когда сын священника Скотт говорит, что достаточно просто соединить 2 палки, чтобы сделать крест, Секс-машина в исполнении Тома Савини говорит: «Да, верно. Питер Кушинг всегда так делал», намекая на финальную сцену противостояния Ван Хельсинга с Дракулой в «Ужасе Дракулы».

"От заката до рассвета" открыл новую эпоху в истории жанра – смесь ужасов с боевиком. Данная смесь получилась весьма интересной и необычной.

На волне этого смешения жанров,свою лепту внес режиссер таких фильмов как «Хэллоуин» и «Нечто» – Джон Карпентер, сняв фильм «Вампиры». «Вампиры» по духу больше напоминает вестерн, нежели фильм ужасов. Вот только вместо «охотников за головами», здесь – охотники на вампиров. Главный герой в исполнении Джеймса Вудса – «крутой» охотник на вампиров (эдакий Джон Уэйн в вампирском кино), который охотится на самого древнего и могущественного вампира по имени Валек, попутно убивая его приспешников.

«Вампиры» весьма удачно совместил дух Дикого Запада с вампирскими ужасами. И это определенно один из лучших фильм ужасов Джона Карпентера.

После «От заката до рассвета» и «Вампиров» идея «блокбастера ужасов» стала набирать небывалые обороты. И в конце 1990-х появилось немалое количество фильмов о вампирах, полных экшена, драк, и перестрелок. Наиболее известным из этих фильмов был «Блэйд» о чернокожем полу-вампире-полу-человеке, который охотится на вампиров. В фильмах подобных «Блэйду» ужасы стали отходить уже на второй план. На первый план был вынесен экшен с кучей компьютерных спецэффектов, которые порой попросту раздражают. Драматизма с каждым подобным фильмом становилось все меньше, делая акцент больше на спецэффектах и «крутости» персонажей.

В 2004 году вышел блокбастер «Ван Хельсинг», в котором были реанимированы основные классические монстры: Дракула, Монстр Франкенштейна, Мистер Хайд, и Человек-волк. «Ван Хельсинг» выполнен в духе классики ужасов Universal 1930-1940-х годов. Он содержит множество отсылок к данным фильмам: сцена мельницы из «Франкенштейна», чёрно-белый визуальный ряд, фразы из оригинальных фильмов, и т.д. Сам же Ван Хельсинг показан как типичный герой боевиков, охотившийся на монстров. Несмотря на должную дань уважения классике ужасов, «Ван Хельсинг» – довольно слабый фильм, с огромным количеством компьютерных спецэффектов, снятый просто для зрелищности. Классические монстры выглядят в картине довольно блекло. А исполнитель роли Дракулы Ричард Роксбург показал на экране одно из худших воплощений классического вампира, неудачно подражая акценту Белы Лугоши. Режиссёром фильма был Стивен Соммерс, снявший раннее не менее зрелищный ремейк «Мумии» (1999).

Подводя итог, можно с полной уверенностью сказать, что «блокбастер ужасов» (в его поздний период) окончательно «убил» истинный дух готики в фильмах о классических монстрах, выведя их на уровень типичного «поп-корнового» кино.


Современные ужасы


За последнее десятилетие фильмы ужасов становятся всё менее оригинальными. По большей части сейчас снимают ремейки на старые картины, и даже – ремейки на фильмы, на которые уже были сняты ремейки.

Режиссёр, который снимает более-менее неплохие фильмы ужасов – Джеймс Ван. Он дебютировал с потрясающим фильмом «Пила».

В отличии от большинства современных фильмов ужасов, в «Пиле» есть весьма интересный и необычный философский подтекст. Пила, он же Джон Крамер, не просто убивает людей, как какой-нибудь маньяк из слэшеров, а преподаёт им урок жизни. Он предоставляет людям свободу выбора – либо умереть в смертельной ловушке, созданной им, либо пойти на риск чего-то лишиться, но при этом выжить. Крамер отбирает для своих испытаний людей не ценящих свою жизнь и наиболее погрязших в грехах. Сам же он болен раком и жить ему осталось несколько месяцев. Именно поэтому он решил оставшиеся дни провести в изучении человеческой натуры. Он изобретает очень хитрые ловушки, в которых всегда есть шанс выжить, если испытуемый «ценит свою жизнь».

Данный контекст очень интересен и необычен. Хотя до этого и был триллер «Семь»