Литвек - электронная библиотека >> Юлия Николаевна Скулкина и др. >> Медицина >> Тренды развития медицинской науки: Мир, Россия, Москва >> страница 2
детерминирующие развитие медицинской науки в Москве, разработать проект новой научной инфраструктуры, сценарии динамики столичного здравоохранения. В докладе представлены эволюционные механизмы медицинского знания в области неврологии и психиатрии, педиатрии, травматологии и ортопедии, эндокринологии и трансплантологии, ревматологии, хирургии и регенеративной медицины, сравнительный анализ адаптационных и инновационных сценариев развития медицинской науки, при этом особое внимание уделено прогнозу развития медико-биологических и физиологических наук, а также цифровизации московской медицины.

Настоящий научный труд, содержащий результаты науковедческого и наукометрического анализов, ориентирован на работников управления московской медицинской наукой. Однако представленный в нем аналитический материал будет интересен как руководителям системы здравоохранения Москвы, так и всему российскому научному сообществу.

Раздел 1 Глобальные тренды научно-технологического развития медицины в мире

1.1. Большие вызовы и угрозы

Появление нового вируса и активное распространение по всему миру коронавирусной инфекции COVID-19 заставило лидеров стран мира и ведущих ученых пересмотреть стратегии развития. Как следует из опубликованного ежегодного доклада Всемирного экономического форума (ВЭФ), прошедшего в Женеве в январе 2021 года, угроза инфекционных заболеваний находится на первом месте. Действительно, согласно рейтингу основных угроз, составленному экспертами на основе «степени воздействия» на жизнь людей в 2021 году, инфекционные заболевания занимают лидирующее положение. Как отметили в своих выступлениях Председатель Европейской комиссии Урсула фон дер Ляйен[1] и вице-председатель Еврокомиссии Валдис Домбровскис[2], основной фокус проблем в 2021 году направлен на преодоление возможного «вакцинного национализма» и на обеспечение доступности вакцин, в том числе в наиболее бедных странах, как в рамках краткосрочной (вакцинация), так и долгосрочной стратегии противодействия пандемии.

Последствия пандемии COVID-19 затрагивают сразу целый ряд глобальных социальных и экономических процессов, одним из которых является дальнейшее развитие цифровизации и инновационных экосистем, в том числе и в здравоохранении. Экосистема, как правило, состоит из совокупности нескольких платформ с предоставлением различных продуктов и услуг.

Крупнейшие экосистемы развивают широкую линейку сервисов для удовлетворения большинства основных потребностей человека, например, услуги здравоохранения и образования. Традиционно крупнейшими международными экосистемами считают четыре американские технологические компании: Google, Apple, Facebook и Amazon (так называемая GAFA) и две китайские: Alibaba и Tencent. В здравоохранении появление цифровых платформ связано с внедрением технологий искусственного интеллекта (ИИ) и тотальной цифровизации процессов. Возможности для трансформации здравоохранения базируются на внедрении Интернета вещей (Internet of Things или IoT).

Определено, что к факторам, которые серьезно повлияют на развитие медицины, относятся урбанизация – две трети населения Земли будут жить в городах; нехватка сырьевых ресурсов – природных ресурсов будет недостаточно, активное развитие получат альтернативные источники энергии, а основной проблемой станет опреснение и доступность воды; технологичность и автоматизация – активное применение роботов и автоматизированных процессов в экономике и промышленности позволит перераспределить человеческие ресурсы на иные, более творческие сферы деятельности.

Одним из приоритетных вопросов здравоохранения на 2021 год остается вопрос сохранения психического здоровья и благополучия, усугубленный пандемией[3][4]. Как отмечает научное сообщество, COVID-19 усугубил глобальный кризис психического здоровья [1]. Фонд Commonwealth Fund и исследовательская компания SSRS опубликовали опрос по этой проблеме, в котором основное внимание уделяется ситуации в десяти странах с высоким уровнем дохода. Около четверти респондентов в Канаде, Великобритании и Франции заявили, что исходом пандемии явились проблемы с психическим здоровьем, вдвое увеличилось количество лиц, задумывающихся о самоубийстве[5],[6]. Но даже до пандемии около 400 млн. человек страдали от тревоги или депрессии[7].

Одна из глобальных проблем, требующая нового мышления, – это стремительное старение населения и поддержка высокого качества жизни для него. Согласно данным World Population Ageing, в 2017 году в мире насчитывалось 962 млн человек в возрасте 60 лет и старше[8]. Ожидается, что к 2030 году количество пожилых людей превысит количество детей в возрасте до 10 лет (1,41 млрд к 1,35 млрд соответственно), а к 2050 году численность пожилых людей в возрасте 60 лет и более превысит количество подростков и молодежи в возрасте от 10 до 24 лет (2,1 млрд к 2,0 млрд соответственно)[9].

Согласно отчету ООН «Мировые демографические перспективы: пересмотренное издание 2019 года», к 2050 году каждый шестой человек в мире будет старше 65 лет (16 % населения), по сравнению с каждым 11-м в 2019 году (9 % населения), также к 2050 году возраст каждого четвертого жителя Европы и Северной Америки будет 65 лет и старше[10].

С целью формирования международных руководящих принципов по проблемам старения в XXI веке были приняты политическая декларация и Мадридский международный план действий по проблемам старения, требующие пересмотра подходов, политики и практики на всех уровнях[11],[12].

Всемирная организация здравоохранения оценивает экологическое бремя болезней в панъевропейском регионе в 15–20 % от общего числа летальных исходов[13]. Таким образом, необходимо признать, что здоровье окружающей среды и здоровье человека – это «единое» планетарное здоровье, которое требует пристального внимания работников здравоохранения[14], так как изменение климата повлекло за собой изменение экологии болезнетворных микроорганизмов.

В целом мировая карта эндемических заболеваний быстро меняется по мере распространения субтропических патогенов (например, вируса Денге) на север. Программа эпидемиологических исследований PREDICT, финансируемая Агентством международного развития США, сосредоточена на выявлении и борьбе с зоонозными заболеваниями[15],[16]. В результате исследования обнаружено более 217 вирусов, что позволило эпидемиологам изучить видовое взаимодействие между людьми и животными[17]. Эти взаимодействия только усиливаются, поскольку люди стремительно разрушают природные системы, затрагивая все аспекты здоровья