Литвек - электронная библиотека >> Пётр Григорьевич Чаус >> Биографии и Мемуары >> Жизнь - Отечеству, честь - никому!


Жизнь - Отечеству, честь - никому!. Иллюстрация № 1


Жизнь - Отечеству, честь - никому!. Иллюстрация № 2


Найти свою дорогу, узнать свое место — в этом все для человека, это для него значит сделаться самим собой.


В. Г. Белинский


От суворовца - до генерал-полковника

Известная пословица гласит: «Жизнь прожить - не поле перейти». Судьба бро­сала этого неординарного белоруса, автора предлагаемой читателям своеобразной книги-исповеди, в самые непростые, порой невероятные ситуации. Не всегда была к нему милостивой, не баловала различными номенклатурными благами. Того, что, начиная с детства, ему пришлось испытать и перенести, хватило бы, пожалуй, на не­сколько жизней... Все достигнутое им за долгие годы добыто упорным трудом, по­стоянной учебой, стремлением знать сегодня больше, чем вчера.

В нелегкой судьбе Петра Григорьевича Чауса оказались как бы спрессованы наиболее переломные и трудные этапы истории Отечества - ужас нацистского окку­пационного режима на территории Белоруссии, голодное военное детство, послево­енная разруха, нелегкий крестьянский труд, стремление к знаниям и сознательный выбор профессии защитника Отчизны. Верный раз и навсегда выбранному ратному труду, Петр Григорьевич прошел путь от суворовца Минского СВУ первого набора до генерал-полковника Вооруженных Сил Республики Беларусь. Жаль, что отцу буду­щего генерала, неутомимому сельскому труженику, так и не довелось порадоваться тому, как складывалась судьба сына. С началом Великой Отечественной войны он помогал партизанам и, будучи по доносу схваченным гитлеровцами, погиб в концла­гере. Воспоминания о трагическом для миллионов белорусов периоде немецкой ок­купации родных мест занимают особое место в книге.

Окончив после войны семь классов сельской школы, Петр Чаус в августе 1953 года поступил в созданое Минское суворовское военное училище, учебу в котором он обозначает отдельной, особо памятной строкой своей военной биографии. Затем были Полтавское военное и Ташкентское высшее общевойсковое командные учи­лища. Начал службу в Северо-Кавказском военном округе командиром танкового взвода. Судьба военного человека изменчива. В 1965 году командира роты Петра Чауса направили на курсы политсостава в Львовское высшее военно-политическое училище. После десяти месяцев учебы он отказался от штабной работы, лестных для многих предложений и попросил направить его в войска.

Желание отлично зарекомендовавшего себя по службе молодого офицера учли и назначили заместителем командира танкового батальона по политичесской части 30-й гвардейской Иркутско-Пинской мотострелковой дивизии имени Верхов­ного Совета РСФСР, которая дислоцировалась в Гродно. Соединение отлично зарекомендовало себя в масштабных военных учениях «Днепр» осенью 1967 года. В 1968 году в ходе военно-политических событий, связанных с вводом объединенной группировки войск Организации Варшавского Договора в Чехословакию, дивизия была передислоцирована в эту страну, где в непростой и динамично изменяющейся обстановке прошли шесть лет нелегкой службы подполковника Чауса.

Стремясь к новым знаниям, расширению кругозора, он заочно окончил Воен­но-политическую академию имени В. И. Ленина. Но главной для Петра Григорьевича всегда оставалась командная стезя. Вехи его служебного роста - заместитель коман­дира мотострелкового полка, командир танкового полка мотострелковой дивизии, начальник штаба танковой дивизии. С этой должности в 1978 году П. Г. Чаус поступил в Военную академию Генерального штаба Вооруженных Сил СССР, которую окончил в 1980 году.

Начиная с этого времени полковник Чаус - заместитель начальника оператив­ного управления штаба Среднеазиатского военного округа. Округ занимал площадь, почти равную Европе, граничил с Китаем и Афганистаном. Вскоре Петру Григорье­вичу доверили командовать штабом корпуса, дислоцированного в Киргизии, и он с головой ушел в реальную работу по прикрытию государственной границы на этом важнейшем направлении.

Весной 1987 года первый заместитель начальника штаба Среднеазиатского военного округа генерал-майор Чаус узнал, что по решению Главного управления кадров Министерства обороны СССР он направляется в Афганистан - советником начальника Генерального штаба афганской армии. Исход этой долгой войны для Ограниченного контингента советских войск и аппарата советников в Афганистане при вялотекущем политическом руководстве из Москвы был для него вполне поня­тен: близился их неизбежный вывод оттуда.

В Кабуле П. Г. Чаус внимательно изучил оперативную обстановку, быстро во­шел в рабочий контакт с руководством афганского Генштаба и 40-й армии во гла­ве с выпускником Калининского СВУ генерал-лейтенантом Б. В. Громовым. Задачи в Афганистане Петр Григорьевич решал вовсе не церемониально-представительские. Ему неоднократно с риском для жизни приходилось с афганцами участвовать в со­вместных боевых операциях. Два его предшественника, генералы П. И. Шкидченко и Н. А. Власов, сложили головы в ходе боевых операций в чужой стране...

П. Г. Чаус успешно использовал свой богатый опыт, умело и профессионально помогал Генеральному штабу афганской армии планировать и проводить операции по уничтожению бандформирований. Нередко Петру Григорьевичу, хоть он и был советником, приходилось брать управление афганскими подразделениями на себя. Многое в ту пору довелось пережить. Был вынужден волноваться и за жену. Лидия Алексеевна помнит, как муж, уходя из дома, оставлял ей автомат с полным магази­ном патронов и пару гранат на тумбочке. Таковы были реалии той, лишь спустя годы становящейся более понятной войны. Теперь по существу в такой же, но еще более критической ситуации оказался в Афганистане натовский военный контингент во главе с США.

По возвращении в Советский Союз генерал-майор Чаус был назначен на должность начальника штаба Прибалтийского военного округа, который дислоцировался в тот переломный период истории на территории Литовской, Латвийской, Эстонской Советских Социалистических Республик и Калининградской области. Он прошел обучение на Высших курсах при Академии Генерального штаба Вооружен­ных Сил СССР.

К тому времени сепаратизм и национализм в самых худших проявлениях уже овладели частью политиков. И они, не просчитывая в перспективе возможные по­следствия, не думая о далеком будущем, уверенно и самозабвенно, с энтузиазмом, достойным лучшего