Литвек - электронная библиотека >> Александр Михайлович Васютин >> Психология >> Разумный эгоизм – Стратегия достижения физического, психического и социального благополучия >> страница 3
раскроить нахалу череп, все равно весь «кипит» от переполняющих его эмоций. В этот момент, чаще всего, он вынужден сдержаться.

И, конечно же, это даром ему не дается. Ведь человек привык реагировать на любую опасность бурно и активно. У него в это время выбрасываются в кровь стрессовые вещества, которые готовят его к действию. И, когда человек вынужден наступить на горло той «песне», что готова сорваться с уст, то он начинает напоминать паровой котел, который вот – вот взорвется от переполняющего его изнутри пара.

Выражение Остапа Бендера о том, что атмосферный столб давит на него значительно сильнее, чем на окружавших его людей, вполне могут повторить многие наши современники, даже если они и не являются «великими комбинаторами».

Сменим стратегию?
Стрессовые вещества не расходуются по назначению, отрицательные эмоции не разряжаются! И человек очень долго находится в этом состоянии «взвинченности», что для организма является колоссальной нагрузкой. Это приводит к быстрому изнашиванию или к срыву нормальной деятельности регуляторных механизмов.

И, естественно, он не может выдерживать этого состояния в течении длительного времени. Все это напряжение прорывается внутрь. Отсюда берут начало корни будущих неврозов, психосоматозов и психозов.

То есть куда ни кинь – везде клин! А что если остановиться и задуматься: «А может вообще -СТРАТЕГИЯ НЕ ВЕРНА! Может, стоит принципиально изменить свое отношение к окружающим людям?» Но как это сделать?

Логика – враг здоровья
Опыты профессора А. Л. Крушинского позволяют утверждать, что животным с большим трудом дается решение логических задач. И чем больше правильных решений выдаст животное в процессе эксперимента, тем вероятность срыва психической деятельности у этого животного становится больше.

Смысл его опытов был в том, что исследователи ставили перед животными задачи, которые те могли решить только приложив неимоверные усилия, то есть работая на грани своих возможностей. Например, в процессе эксперимента крыса просовывала голову через ширму к блюдечку с пищей. А та была поставлена на тележку и начинала двигаться влево или вправо.

Чтобы добраться до пищи, крыса должна была вытащить голову из отверстия и решить: куда ей бежать – вправо или влево, чтобы "поймать" тележку с пищей. Оказывается, что для нее это очень сложная задача. Крыса прекрасно знала, что если она решит задачу неправильно, то ей придется ложиться спать натощак.

Утром деньги – вечером стулья?
То есть ученые стимулировали ее "желание" сотрудничать с ними самым коварным из известных им способов – страхом смерти. Ведь крыса не может отказаться от "работы". Это равнозначно отказу от пищи. Животное прекрасно знает, что это практически равносильно смерти! И крыса вынуждена была до предела напрягать все свои небольшие интеллектуальные ресурсы для правильного решения поставленной перед ней тяжелой задачи. Она решала ее, но.....это для нее даром не проходило!

Только спокойная вода правильно отражает небо.

Восточная поговорка.

В процессе эксперимента ученые заметили, что через определенное время животные начинали показывать признаки сильного беспокойства. Кролик, решая задачу, тревожно бил лапкой по полу. А получив морковку, убегал с явными признаками испуга. Волк, который прекрасно знал и людей и ширму, почему-то начинал шарахаться от их сочетания. Умница дельфин – афалина начинал плавать по кругу в одну сторону, как будто у него в мозгу что-то выключилось. И частенько возбуждение у животных через некоторое время переходило в ступор. В ряде случаев развивались классические неврозы.

На основе этих опытов мы можем вполне резонно предполагать, что то положение, в которое попал человек в конце 20-го столетия, в принципе подобно состоянию этих животных, в которое они попали из-за эксперимента. Все люди по своей биологической сути несостоятельны требованиям, которые им предъявляет современность. Эти требования настолько высоки, что у многих людей появляется чувство некомпетентности и растерянности от множества задач, которые надо решать мгновенно и безошибочно. Ведь они прекрасно знают, что малейшая ошибка – и им придется ложиться спать «натощак».

Гонка на выживание?
Патриархальный уклад жизни, которым жили прошлые поколения, слишком быстро сменился на динамичный современный. Жизнь человека 21-го столетия проходит в постоянной гонке за лидером -интеллектуальной константой общества, которая постоянно увеличивается и меняется.

Особенно сильно это чувствовалось в нашей стране в 90-е годы, когда вся страна мучительно переходила на рыночные отношения. Да и сейчас, в связи со стремительными изменениями в мире и технологиях, легче не стало! Многие люди совершенно не понимают – что от них требуется, они не знают законов, которые надо выполнять, чтобы не попадать в конфликт с окружающим миром. И вероятность срыва, неудачи в начинаниях, в этих условиях весьма велика. Зачастую, как бы человек ни поступал, из его шкуры все равно жизнь начинает выбивать пыль!

И многие люди в наше время похожи на питекантропов, которые попали в современный город. И которые в следствии этого вынуждены приспосабливаться к абсолютно чуждой для себя действительности.

Цивилизационный пресс
Но мне кажется, что все это далеко не случайно. Вполне возможно, что только в этом состоянии исполнителей возможно развитие цивилизации. И мы можем создать что – то новое только тогда, когда жизнь (или Кто-то?) ставит нас перед трудно – разрешимыми задачами.

Качественное и быстрое усвоение огромных объемов информации возможно только в стрессовой ситуации. То есть стрессовое состояние безусловно необходимо для развития, так как физиологично для человека. Но в современном мире стресс очень часто переходит в дистресс, который безусловно опасен, если в нем находиться длительное время. Большинство непосредственных участников и исполнителей движения вперед расплачиваются за это массой так называемых болезней цивилизации.

Связано это, видимо, с тем, что большая часть Человечества необходимость решать поставленные перед ними задачи воспринимает как насилие, как вынужденный способ ухода от угрозы для жизни.

Во всяком случае я могу сказать наверняка относительно себя то, что во время учебы нейро -лингвистическому программированию на Макаровских декадниках в городе Красноярске, я в течении 10 дней постоянно находился на пределе своих возможностей. Занятия начинались в 9 утра и нередко заканчивались в час или два часа ночи.

Но после занятий, конечно же, хотелось пообщаться со своими