Литвек - электронная библиотека >> Бад Спархоук и др. >> Газеты и журналы и др. >> «Если», 2016 № 01
«Если», 2016 № 01. Иллюстрация № 1

ЖУРНАЛ «ЕСЛИ»
«Если», 2016 № 01. Иллюстрация № 2
№ 1 2016 (244)

*
© ЗАО «Корвус», 2016

© Мария Пономарева, иллюстрация на обложке, 2016

Иллюстративный материал: Shutterstock.com

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ:

ДЕЖУРНЫЙ ПО ВЕЧНОСТИ

Сергей Переслегин

Следующая война


ПРОШЛОЕ

Бад Спархоук

Прощение


Джейкоб Бойд

Освобождение


Алекс Ольховик

Цена мира.

«Доклад из Айрн-Маунтин»


НАСТОЯЩЕЕ

Михаил Тырин

Домашняя работа


Дмитрий Казаков

Адский червь


КУРСОР


ВИДЕОДРОМ

Александр Чекулаев

Поля сражений будущих веков


КРУПНЫЙ ПЛАН

РЕЦЕНЗИИ

ВОЙНЫ БУДУЩЕГО: КОНТЕКСТ


ИНТЕРВЬЮ

Вячеслав Халитов:

Танк столетия


Илья Крамник

Между спутником и мотыгой


Сергей Переслегин

Елена Переслегина

Артем Желтов

Наталья Луковникова

Summa strategia.

Война с гегемоном


БУДУЩЕЕ

Андрей Столяров

Буратино на войне


Ася Михеева

Озеро Мемсахиб


Уилл Макинтош

Разведчик


Дмитрий Белоусов

Войны будущего


Наталия Андреева

Ностальгия по ядерному грибу


ДЕЖУРНЫЙ ПО ВЕЧНОСТИ
Сергей Переслегин
СЛЕДУЮЩАЯ ВОЙНА
«Если», 2016 № 01. Иллюстрация № 3


Иллюстрации:

Sever Project®

sever-project.ru «Если», 2016 № 01. Иллюстрация № 4




/экспертное мнение

/войны будущего


XX век ознаменовался тремя мировыми войнами, которые весьма отличались друг от друга характером боевых действий. После распада СССР и перехода к монополярному миру размах и интенсивность военных конфликтов на какое-то время снизились. Однако уже в 2001-м аналитики пришли к выводу о неизбежности новой «холодной войны»; после экономического кризиса 2008 года эта позиция начала приобретать популярность, сейчас она является общепринятой и споры ведутся лишь относительно того, когда «холодная война» перейдет в «горячую стадию».

Мир ждут не столько глобальные войны, сколько гражданские конфликты. Только вот это будут неограниченные гражданские войны — по цене мировых и с применением тяжелого вооружения и тактического ядерного оружия. Да и в наше время «цветных революций», полупроницаемых границ, нарастающих антропотоков, всеобщего перемешивания людей и культур найти ясную границу между внутренним и внешним конфликтом не просто. Ясно лишь, что глобального обмена ядерными ударами не будет.

Как говорил Уинстон Черчилль: «Генералы всегда готовятся к прошедшей войне». Стараниями некоторых фабрик мысли американские военачальники, возможно, готовятся к войне, которая будет еще не скоро или даже не произойдет вовсе.


«Если», 2016 № 01. Иллюстрация № 5
Проблема здесь в том, что война, будучи очень древним социальным институтом, существует вне менеджерского подхода. Поэтому стремление к абсолютно предсказуемой, просчитанной, не содержащей никакого риска, практически бескровной (по крайней мере, для себя) войне никогда не будет иметь успеха. Война — высокотехнологичный деструктор экономики, поэтому разрушения неизбежны. Война является каналом высвобождения агрессии, поэтому будет большая кровь. Война ломает устоявшуюся систему «сдержек и противовесов», создает тысячи вакансий в системе управления, снимает любые ограничения на развитие и деятельность — «все для фронта, все для победы», поэтому обязательно содержит в себе смертельный риск. И «кто не понимает до конца всего вреда от войны, не может понять до конца и всю выгоду от войны», — справедливо говорит Сунь-Цзы.





«Если», 2016 № 01. Иллюстрация № 6 Сунь-Цзы, «Искусство войны»:

Никогда еще не бывало, чтобы война продолжалась долго и это было бы выгодно государству. Поэтому тот, кто не понимает до конца всего вреда от войны, не может понять до конца и всю выгоду от войны. (…) Силы подрываются, средства иссякают, у себя в стране — в домах пусто; имущество народа уменьшается на семь десятых; имущество правителя — боевые колесницы поломаны, кони изнурены; шлемы, панцири, луки и стрелы, рогатины и малые щиты, пики и большие щиты, волы и повозки — все это уменьшается на шесть десятых

Поэтому умный полководец старается кормиться за счет противника. (…) Война любит победу и не любит продолжительности.


Отсюда — первый вывод, столь же тривиальный, сколь и неожиданный. Следующая война будет похожа на предыдущие. Она будет столь же страшна и кровава, как обе «горячие» Мировые, и она отнюдь не сведется к управлению беспилотниками из надежно спрятанного и защищенного бункера. Воздушная мощь окажется совершенно недостаточной против стойкой, снабженной необходимыми средствами борьбы пехоты.

Но будут и инновации.


«Если», 2016 № 01. Иллюстрация № 7 «Проект 23000 «Проект 23000

«Шторм» — проект перспективного российского многоцелевого тяжёлого авианосца. Корабль предназначается для выполнения задач в дальней океанской зоне. В авиагруппу «Шторма» войдут палубные истребители МиГ-29К и Т-50, самолеты дальнего радиолокационного обнаружения и многоцелевые вертолеты Ка-27. Авианосец «Шторм» будет приспособлен для работы в Арктике.


Современная глобальная война — внешняя или внутренняя не суть важно — будет протекать не только (и не столько) на старых, привычных, сколько на новых театрах военных действий (ТВД).

Первым из этих театров является космос. Это — не только глобальная разведка, наведение ракет и управление беспилотниками, это и гиперзвуковые воздушно-космические системы — носители ядерного и обычного оружия. Закон о демилитаризации космического пространства, увы, обязателен только для слабейшей стороны. А это означает, что космодромы становятся частью военной инфраструктуры, причем нужны будут резервные космодромы, расположенные не в самых очевидных местах, нужно будет их прикрытие системами противовоздушной и противоракетной обороны — на том же уровне, на котором прикрываются политические центры и узлы управления. И необходимо понять, что отставание в космической технике сегодня опасно настолько же, насколько в 1940-1960-х годах было опасно отставание в