Литвек - электронная библиотека >> Николай Николаевич Гребнев и др. >> Природа и животные и др. >> Несметное богатство >> страница 15
солдат.

— Пуля с передовой, — ответил тот. — Никакой надежды. Зря мучить… — недоговорил и отвернулся.

Корнев молча смотрел в землю.

Конь со всхлипом вздохнул и осторожно переступил ногами: струйка побежала быстрее.

Один из солдат встал и взял сержанта за руку.

— Иди, — предложил он. — Уйди, мы сами. Иди.

Корнев поднял голову, хотел что-то сказать, но, махнув рукой, быстро ушел.

Мишка попробовал двинуться, не смог и тихо-тихо жалобно заржал. Сержант не оглянулся. Раздался глухой выстрел.

В наступившей тишине кто-то отчетливо произнес:

— Мы им эту пулю припомним…


Несметное богатство. Иллюстрация № 31

Алтайская белка

В пятидесятые годы из боров Алтая завезли и выпустили в наших местах белку-телеутку. Новоселы крупнее европейской белки, и мех лучше. Они хорошо прижились и размножились по берегам Волги.

Белки не боятся людей. Около дачных домиков их подкармливают орехами, семечками, сухой корочкой хлеба.

Понаблюдаем за ними.

…Из скворечника, приспособленного под домик, высунулся рыжеватый зверек с плутоватой заостренной мордочкой и блестящими темными глазами. С пушистым хвостом. Осмотрелся. Не заметив никакой опасности, проворно, головой вниз, сбегает по дереву на землю и направляется к оборудованной около дач кормушке. Слышно громкое недовольное цоканье. Белка сердится: кормушка опять оказалась пустой. Ребята проспали и позабыли положить сюда любимое ее лакомство — орешки.

Но делать нечего: сердись не сердись на ребят-засонь, а завтрак должен быть. И белка, еще раз отрывисто цокнув, поспешает через забор, через дорогу и дальше по поваленному буреломом стволу сосны в глубь леса. Путь выбирает осторожно, чтобы не замочить лапки и шубку от обильно выпавшей росы.

Солнце поднялось выше, его луч заглянул в беличий домик, разбудил малышей. Семья у белки большая — до восьми слепых, совершенно беспомощных бельчат. Около месяца мать кормит их молоком, а затем они начинают выходить из гнезда, лакомиться растительностью, привыкают к самостоятельной жизни.

Выбравшись из домика, сладко позевывая и потягиваясь, бельчата садятся рядком на суку и умываются, разглаживают и расчесывают свои шубки язычком и передними лапками. А потом, пригретые ласковым солнышком, начинают, как и положено детям, шумную возню, игру в «догонялки». С большой ловкостью и проворством перескакивают с ветки на ветку, спускаются по стволу почти до самой земли, а потом снова поднимаются вверх. Других забот у них пока нет.

Взрослые зверьки хлопочут целый день — делают запасы на зиму. Каждая белка имеет свои потайные места, кладовые, куда складывает отборные орехи, желуди, на сучках развешивает для сушки грибы. Все это пригодится в длинную холодную зиму.

Последние годы в Поволжье стоит неустойчивая погода, и потому будет очень кстати, если кто-нибудь припасет своим лесным друзьям желуди, ягоды, сушеные грибы, другой корм и будет подкармливать белок в трудное для них время.

Столбищенский государственный заказник невелик, но только тут и вокруг, на сосновых посадках, можно встретить белку-телеутку.


Несметное богатство. Иллюстрация № 32

Дозорные сурков

В Татарии за селом Верхние Чершилы Лениногорского района находится Шугуровский государственный заказник. В нем обитает несколько тысяч сурков.

Это редкий у нас зверек, самый крупный из семейства беличьих.

С начала октября по март месяц сурки крепко спят в норках, как ни тормоши их, разбудить трудно.

Зимой самый страшный их враг — степной хорь, проникающий в норы и расправляющийся с вялыми, сонными зверьками. Летом немалый вред наносят бродячие собаки и браконьеры.

Сурков в связи с освоением целинных и залежных земель стало мало, поэтому их охраняет государство. Охота на них полностью запрещена.

Живут сурки большими колониями. Норы-сурчины располагаются по склонам холмов и балок, в основном на одном уровне, и тянутся на большое расстояние. Пищу зверьков составляют злаковые и разнотравье, клубни, луковицы, корешки.

Звери доверчивы и, если не причинять им вреда, быстро привыкают к людям.

Интересно наблюдать, как они занимаются своими делами. Неуклюже сгорбившись, придерживают что-нибудь передними лапками — совсем как маленькие сказочные человечки. Или вдруг стремительно перебегают от одной норы к другой, где чувствуют себя в полной безопасности.

Трудовой день у сурков начинается с восходом солнца: убирают помещение от обвалившейся земли, заменяют подстилку. И о себе не забывают — передними лапками и языком споро расчесывают и разглаживают шубку. В этих хлопотах принимают деятельное участие все члены семьи.

Потом наступает время завтрака, и зверьки расходятся добывать корм. Насытившись, любят поваляться и погреться на солнышке. Случается — борются, и не как-нибудь, а по всем правилам.

Взрослые и молодые сидят на задних лапках полукругом и глаз не сводят с двух сурков, которые находятся в центре. Те медленно сходятся, неуклюже переваливаясь на задних лапах. Потом, обхватив друг друга передними лапами, начинают бороться, как настоящие батыры.

Каждая удача того или другого вызывает у «зрителей» живейший интерес, иные от удовольствия даже попискивают.

Но вот борцы, видимо устав, выпускают друг друга из крепких объятий и расходятся. Однако борьба на этом не кончается. Отдохнув, сурки сходятся вновь и продолжают свое дело.

Борьба ведется честно, без подножек, и потому ни один из них не повален на землю.

Тут «дозорный» заметил людей — встрепенулся и отрывисто свистнул: все сборище сурков мигом скрылось в норы…

Сейчас после долгой зимней спячки сурковые колонии ожили. Свежей яркой зеленью оделись древние холмы. На их фоне, словно каменные изваяния, застыли «дозорные» суркового заказника.


Несметное богатство. Иллюстрация № 33

Древний обитатель

Миллионы лет развивается на земле жизнь. Условия обитания меняются. Многие виды животных и растений не могут приспособиться к этим изменениям и потому вымирают. Ученые читают их грустную историю по остаткам, какие находят в разных слоях земли.

Другие, оказывается, сумели приспособиться к новым условиям, но так, что и сами изменились очень сильно. И их история прочитана учеными по остаткам, сохранившимся на земле.

А вот живет в нашей стране (обратите внимание: встречается только в нашей стране) маленький незаметный зверек, которым интересуются ученые многих стран.