ЛитВек: бестселлеры недели
Бестселлер - Андрей Владимирович Курпатов - Счастлив по собственному желанию. 12 шагов к душевному здоровью - читать в ЛитвекБестселлер - Ли Дуглас Брэкетт - Исчезновение венериан - читать в ЛитвекБестселлер - Аллен Карр - Легкий способ бросить пить - читать в Литвек
Литвек - электронная библиотека >> Георгий Оскарович Марчик >> Юмор: прочее >> Некриминальная история

Некриминальная история. Иллюстрация № 1
ГЕОРГИЙ МАРЧИК
НЕ КРИМИНАЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
Некриминальная история. Иллюстрация № 2

*
Дружеский шарж и рисунки

Н. ЛИСОГОРСКОГО


© Издательство «Правда».

Библиотека Крокодила. 1978 г.


Некриминальная история. Иллюстрация № 3
МОИ БРУТТО И НЕТТО
О себе рассказывать неинтересно. Ну. родился, ну. вырос. Да, вырос. И даже, если говорить откровенно, то уже слегка перерос. За это время много времени потратил впустую, о чем красноречиво говорит разница в балансе — если за брутто (товар вместе с упаковкой) считать прожитые годы, а за нетто (товар в чистом виде — без упаковки) — количество детей (двое) и число вышедших книг (шесть), то нетто окажется в восемь раз меньше, чем брутто. Зато эта книжечка, к удовольствию автора, меняет соотношение брутто и нетто в лучшую сторону.

АВТОР

ХУДОЖНИКИ-КРОКОДИЛЬЦЫ

В определенные дни в редакции «Крокодила» собираются художники и темисты. Они здороваются, негромко обмениваются новостями, а потом идут в зал. Часть их усаживается за длинный стол, остальные, кто помоложе, стоят вокруг. Начинается отбор тем для рисунков. Это один из важнейших моментов создания карикатуры. И, пожалуй, одна из лучших крокодильских традиций — коллективный отбор и доводка тем для сатирического рисунка. Конечно, творчество — процесс сугубо индивидуальный и даже интимный, но кому и когда помешала заинтересованная помощь коллег, добрый дружеский совет, меткое замечание? Темы многих карикатур рождаются тут же на месте, они плод коллективных усилий.

Один за другим выходят номера журнала. Неуклонпо растет на полках число годовых подшивок журнала. Время ведет свой жесткий отбор. В альбомы попадают лучшие из работ. Так возникает сатирическая летопись эпохи, в которой своеобразными графическими средствами запечатлены ее важнейшие черты и события.

Листаю один из таких альбомов… Свершилась Великая Октябрьская социалистическая революция. И вот на карикатуре Д. Моора солдат и рабочий насмешливо предлагают убегающему самодержцу Николаю Романову: «Гражданин, возьмите и корону: она не нужна больше России».

С тех пор не было, пожалуй, ни одного значительного события в жизни страны, на которое не откликнулись бы художники-сатирики.

В силу характера жанра карикатуристы оказались на передовой линии огня. Они стали и бойцами и санитарами молодого рабоче-крестьянского государства, помогали отстаивать завоевания революции, высмеивать ее врагов — ведь смех тоже сражается, разоблачает то, что мешает утверждению социализма, очищает строящийся новый мир от всяческой скверны.

Основные черты новой сатирической графики закладывали такие крупные мастера, как Д. Моор, В. Дени, Бор. Ефимов, И. Малютин, В. Маяковский, М. Черемных, Л. Бродаты, К. Ротов, Н. Радлоз, А. Радаков и другие. Они были первыми. Они разрабатывали принципы, искали и находили новые средства для наиболее яркого выражения новых идей.

Социалистическая карикатура утверждала себя не как средство развлечения, легкой щекотки после сытного обеда или мелкотравчатой критики недостатков на потеху обывателя. Нет, она завоевала признание народа, так как шла по столбовой дороге всего социалистического искусства. Его объектами были враги крупного калибра: сторонники реставрации буржуазного строя, международный капитал и его лакеи — политики и идеологи, внутренняя и внешняя контрреволюция, старая мораль, культура, искусство, философия, старый быт — как продукт эксплуататорского общества, выразитель и защитник его интересов и взглядов на человека.

В 20-е годы в сатирическую графику вливается большой отряд молодых талантливых людей — прошедших школу революции и гражданской войны, первых лет созидания нового мира, всем сердцем воспринявших идеи Октября. Они усвоили опыт старших мастеров и обогатили его своим темпераментом, боевым задором и страстью. Это были Кукрыниксы (В. Куприянов, П. Крылов, Н. Соколов), А. Каневский, Б. Ефимов, И. Семенов и другие.

Рабочие и крестьяне, красноармейцы и студенты, партийные работники и советские служащие, раскрывая свежие газеты и журналы, искали прежде всего карикатуру — Этот острый, как скальпель хирурга, комментарий художника важнейших событий дня. Веселый и едкий рисунок словно луч прожектора высвечивал то, что не замечали другие. И люди сразу узнавали порок, как бы пригвожденный к позорному столбу, смеялись над ним. Но не только смеялись. Карикатура учила ненависти, классовому чутью, звала к действию, к борьбе.

Большое значение для развития сатирической графики имело создание в 1922 году журнала политической сатиры. «Крокодил». Именно ои собрал ведущие силы художников-сатириков, стал для них как бы основным полигоном. Художники, объединившиеся вокруг Крокодила, отражали действительность средствами художественной метафоры, гротеска, гиперболы. Но отражали правдиво, правильно, с позиции выражения и защиты интересов народа. Они выезжали на крупнейшие стройки первых пятилеток, туда, где возводили Магнитку и «Ростсельмаш», Харьковский ТЗ, Волгоградский тракторный, где закладывались основы социалистического сельского хозяйства.

Особенностью труда карикатуристов была необходимость немедленно откликаться на текущие события и при высокой оперативности добиваться максимальной выразительности рисунка, исполнять его на уровне требований настоящего искусства.

Когда грянула война, художники-сатирики были вместе со своим народом. Многие из них ушли добровольцами в Действующую армию, были солдатами, офицерами, работали в редакциях армейских газет. Они сражались и рисовали, и их рисунки были тоже меткими выстрелами в заклятого врага.

Именно в годы войны развернули свою активную творческую деятельность такие талантливые художники, как Евгений Ведерников, Юрий Узбяков, Лев Самойлов, Наум Лисогорский, Борис Пророков, Лев Щеглов, Лео Сойфертис, Марк Абрамов, и многие другие.

После Победы они не спрятали свои палитры, кисти и карандаши. Мирное время требовало новых усилий, ставило новые задачи. Это был период, насыщенный многими событиями. И нет, наверное, такой проблемы, волновавшей советский народ, которая не была бы отражена художниками-графиками.

В послевоенные годы в нелегком жанре