Литвек - электронная библиотека >> Николай Зимний >> Биографии и Мемуары и др. >> Дикий дивизион >> страница 2
и американской. Скажем только, что обвиняли его в передаче в период с апреля 1961 по осень 1962 года противнику 110 кассет фотопленки с данными о новейших разработках в области ракетного оружия, в том числе и учавствовавших в операции "Анадырь". Арестован он был по официальной версии именно 22 октября 1962 года! Но по мнению современных исследователей на него попросту свалили множественные провалы советской контрразведки.

О Карибском кризисе обычно начинают рассказ с октября 1962 г. Но все "закручивалось" значительно раньше…Вначале был "прокол" американской разведки на Кубе, в результате чего Куба была потеряна для США. Приложил ли к этому руку СССР? Без сомнения! Но всё же основным виновником была разведка США и недооценка ситуации на Кубе. Затем последовало несколько неудачных и провальных во всех отношениях операций ЦРУ против Кубы, в том числе операция "Мангуст" и 7 февраля 1962 г. – эмбарго на торговлю с Кубой. Далее был ввод американских ракет "Юпитер" в Турцию. Эти ракеты заступили на боевое дежурство в апреле 1962 года. Добавьте к этому возобновившиеся с двух сторон испытания ядерного оружия. Обе стороны явно "накручивали обороты" и провоцировали друг друга. Возможно, именно в апреле у Хрущева созрела идея "…запустить ежа дяде Сэму в штаны…" используя для этого Кубу как базу для ракет средней дальности.

С средине июня 1962 году, по решению советского правительства на Кубу была начата операция "Анадырь". Началась она с переброски нескольких ракетных полков с БРСД Р-12 и Р-14. Были переброшены также оперативно-тактические ракеты (ОТР) "Луна" дальностью 60 км оснащенные ядерными боеголовками и фронтовые крылатые ракеты с ядерными зарядами. Общее количество военнослужащих участвовавших в операции составило 42 тыс. человек!

Командующим Советской группой войск на Кубе (ГСВК) назначили генерала Плиева (псевдоним "Павлов"). Основной ударной силой ГСВК была 51 ракетная дивизия (командир дивизии генерал-майор Стаценко). Дивизия организационно состояла из ракетных полков, частей и подразделений обеспечения. Три полка были вооружены 42 ракетами Р-12. Их дальность составляла 2000 км. Ракеты оснащались головными частями с мощностью спецзаряда в 1 мегатонну. Два других полка вооружались ракетами Р-14, с дальность 4500 км. Началась подготовка к развёртыванию комплексов и строительство стартовых позиций. К концу октября примерно половина из 36 доставленных боевых ракет Р-12 была готова к заправке компонентами и стыковке с ядерными головными частями. Имелись и боеголовки для Р-12, а вот боеголовки для Р-14 доставить не успели из-за блокады Кубы со стороны США…

Ситуация крайне обострилась после того, как 16 октября 1962 г. ЦРУ доложило Президенту США Кеннеди об обнаружении в районе Сан-Кристобаля (провинция Пинар-дель-Рио) стартовых позиций ракетных войск. В короткие сроки американцами был определен и тип ракет, размещенных на Кубе. Обстановка продолжала обостряться. Однако, несмотря на давление сторонников силового решения конфликта, руководители СССР и США нашли способ разрешить его мирным путем. В ходе состоявшихся переговоров Соединённые Штаты отказались от вторжения на Кубу, Советский Союз обязался убрать свои БРСД с кубинской территории при условии, что американцы уберут свои ракеты из Турции и Европы.

С 29 по 31 октября 1962 г. полностью завершили демонтаж наших стартовых позиций. В 15 часов 30 минут 31 октября командир дивизии лично информировал об этом исполняющего обязанности Генерального секретаря ООН Тана, прибывшего на остров для урегулирования последствий конфликта. А с 5 по 9 ноября ракеты с Кубы были вывезены. Вывод личного состава, ракетного вооружения и техники закончился 12 декабря 1962 года.

И все же одна Р-12 осталась в Гаване, но только в качестве памятника, где её установили во второй половине 80-х годов по просьбе кубинского правительства.


Ракета Р-12 (8К-63)

Р-12 (8К63) была выполнена одноступенчатой, с топливными баками несущей конструкции. Они изготавливались из алюминиево-магниевых сплавов. Верхний бак (окислителя) разделялся промежуточным днищем. Окислитель расходовался сначала из нижней части бака, что создавало более благоприятные условия для стабилизации полёта. В полёте баки горючего и окислителя наддувались сжатым азотом, запас которого находился в баллонах, смонтированных в хвостовом отсеке. двигателях ракеты впервые в отечественной практике было применено так называемое долгохранимое жидкое топливо (его компоненты обычно называют "высококипящими"): в Р-12 в качестве горючего был использован керосин ТМ-185, а окислителем являлась азотная кислота с добавками АК-7И.

Основные компоненты топлива (азотная кислота и керосин) воспламенялись при помощи специального пускового горючего ТГ-02, что было характерно и для американских ракет того времени. Компоненты ракетного топлива были ядовиты поэтому работать приходилось в спец одежде и противогазах. Двигательная установка ракеты состояла из четырёхкамерного маршевого ЖРД РД-214, разработанного в ОКБ-254 академика В. Глушко, с тягой на земле 60 т. Выход двигателя на режим осуществлялся без предварительной ступени по принципу так называемого пушечного пуска. На ракете применялась система регулирования кажущейся скорости (РКС), позволявшая в определенных пределах изменять тягу двигателя в целях обеспечения более точного движения ракеты на активном участке заданной траектории.

Автономная инерциальная система управления обеспечивала управление полётом ракеты и выведение головной части в район цели. При проведении испытаний были получены предельные отклонения точки падения ГЧ от расчётной по дальности в пределах 1100 м, по направлению около 600 м при стрельбе на максимальную дальность в 2000 км. В состав ракеты впервые были включены устройства нормальной и боковой стабилизации центра масс. Приборы системы управления размещались в межбаковом отсеке. В качестве органов управления использовались четыре графитовых газоструйных руля. У ракет наземного базирования на корпусе хвостового отсека устанавливалось четыре небольших аэродинамических стабилизатора. Прицеливание ракеты по направлению обеспечивалось гироскопическими приборами , гирогоризонтом и гировертикантом , обеспечение прицеливания по дальности определялось электролитическими интеграторами . Приборы системы управления на старте запитывались от наземных источников питания ЭСД-20 , подъем ракеты на пусковое устройство осуществлял установщик запитывавшийся от ЭСД-50 . В полете питание системы управления происходило от бортовой батареи.

Р-12 несла моноблочную головную часть с термоядерным зарядом мощностью 1 Мт. Отделение ГЧ в