ЛитВек - электронная библиотека >> Артемий Мержанин >> Корпоративная культура и др. >> Мерцание света жизни: опыт смены мировосприятия

Артемий Мержанин Мерцание света жизни: опыт смены мировосприятия


Я не живу душой на свете,

Хотя реально в нем живу;

Но где мой край, где шири эти, –

Я вам навряд ли назову.


Игорь Северянин. Извне

Предисловие

Повседневное поведение, отношение к себе, окружающим людям и событиям во многом определяется нашими привычками, опирающимися на мысли, чувства и эмоции, характерные для предыдущих реакций на подобные ситуации, образы которых, наполненные соответствующими переживаниями, возникают в нашем сознании. При этом память весьма избирательна, поскольку руководствуясь нашим текущим настроем, эмоциями и преобладающими мыслями, подбирает из прошлого близкие этому состоянию случаи, создавая обманчивое впечатление возможности только единственно правильного варианта действий в данной ситуации. Постепенно формируется целый набор стереотипов поведения, включая почти автоматический режим восприятия и реагирования на схожие события, помещая нас в колею привычного отношения к себе и окружающему миру.

Подумайте, ведь в вашей жизни были поступки, резко отличающиеся от ежедневных шаблонов поведения, в которых вы проявляли свою доброту, сострадание, любовь, смелость и отвагу. Загляните в свою память, возможно, в вас скрывается гораздо более отважная и одухотворенная личность, которую вы только могли себе представить. Вспомните эти случаи, отдайте им главенствующую роль в вашей жизни, создав надежную точку опоры для своего восхождения к лучшему и более светлому мировосприятию.

Предложенное повествование раскрывает отдельные события жизни, обращая внимание на эмоции, чувства и связанные с ними мысли, помогая ощутить мое внутреннее состояние и особенности переживаний. Участники событий безымянны, обладая лишь родственной принадлежностью или близостью отношений, что дает вам возможность узнать в их поведении свою маму, брата, дедушку или друга, которые схожим образом повлияли на вашу жизнь. Мои переживания и мысли в какой-то ситуации могут оказаться близки вам, открывая дорогу уже вашим воспоминаниям.

Первая глава знакомит с событиями жизни, которые нашли постоянный приют в моей памяти. Приведенные во второй главе случаи, по большей части, вспомнились мне относительно недавно, заставив пересмотреть мое привычное отношение к своей жизни. Третья глава позволит вам почувствовать влияние пессимистичного мировосприятия на эмоциональное состояние, поведение, отношение к себе, людям и событиям. Четвертая глава раскроет иное миропонимание, показывая значение забытых событий в моей жизни. В заключительной главе представлен мой первый опыт на пути к позитивному мировосприятию, а также приведены образы родных и близких людей, наполнивших жизнь своим светом.

Приглашаю отправиться в небольшое путешествие по моей жизни, которое, надеюсь, не заставит вас скучать, а может даже вдохновит на поиск своих кладовых памяти, открывая дорогу сиянию всего лучшего в вас.

1. Предчувствие жизни

Вдали от огней города на природе или в сельской местности с самого детства меня привлекало ночное небо, усыпанное множеством разноцветных звезд, поражая своей глубиной и масштабом. Обычно, мое внимание было обращено на яркие звезды, медленно перемещающиеся спутники и высоко летящие самолеты, либо на мгновенно промелькнувшие метеоры. Но недавно я заметил, что меня стали интересовать мерцающие звезды, как будто в их переменчивом свете я хотел найти ответ на еще не заданный себе вопрос.

Всматриваясь в глубину ночного неба, я начал представлять, что передо мной вовсе не звезды, а живые светящиеся существа. Спокойные и целеустремленные – светили ярче всех, задумчивые и печальные – делились тусклым светом, а переливающие разными цветами мерцающие звезды ещё не выбрали свой путь, поэтому и были такими не постоянными, ожидающими цели, которая наполнила бы их пониманием своего предназначения, придав неповторимую яркость их сиянию.

Внутренняя потребность разгадать тайну жизни, выталкивающая за рамки обыденности, в не малой степени была разбужена ещё в детстве историями, которые рассказывал мне и моим двум братьям дедушка. Особенностью этих историй, в которых мы выступали главными героями, было переплетение знакомой нам реальности с необыкновенными событиями, чудесами и сказочными персонажами.

Начало повествования происходило в самой привычной обстановке. Мы сидим на скамейке в городском парке перед массивным многовековым дубом, тут дедушка тихим голосом, словно по секрету, говорит: «Нам надо будет уже скоро собираться в обратный путь, вечереет. Не хотел бы встретиться с лешим». Не обращая внимания на наш удивленный и вопрошающий взгляд, он продолжает: «Посмотрите на большое дупло этого дуба, именно оттуда он и появляется. Ему нравится запоздалых парковых гуляк незримо увлекать за собой в чащу дремучего леса, в котором давным-давно, будучи еще молодым, шумел своими ветвями и листьями этот дуб. Однажды мы с вами задержались здесь до сумерек, а когда пошли к выходу, то не смогли отыскать алею. Оглядевшись, мы поняли, что уже не в парке, а в каком-то таинственном лесу…». История всё больше нас захватывала, давая волю воображению.

Подобным образом мы узнавали о наших невероятных приключениях, когда кушали мороженное напротив обувного магазина (волшебный крем для ботинок, который делал их летающими), даже сидя дома в дождливый день, мы могли внезапно отправиться в удивительное путешествие через картину, которая висела на стене. Впитывая эти истории, я учился видеть за привычными вещами нечто большее, что наполняет их потаенным глубоким смыслом, позволяя заглянуть в живую ткань стремлений, открытий и новых возможностей. В это время, по всей видимости, в меня были заложены семена будущих творческих порывов.

Мое детство проходило под бдительной опекой мамы, заботой тети, периодических воспитательных затрещин отца, в соперничестве с моими двумя братьями, общении с дедушкой и бабушкой, почти ежегодными поездками на море, в безудержных играх и озорстве с соседскими детьми. Беззаботное посещение детского сада сменилось школьными заданиями, когда в самый неподходящий момент игры во дворе слышался мамин голос, доносящийся из окна нашей квартиры: «Срочно идите домой, вы еще уроки не сделали!».

В подростковом возрасте я обратил внимание на то, что у взрослых в узком кругу говорится и делается одно, а на суд других выносятся порой противоположные взгляды и действия. У меня возник внутренний протест такому поведению, но поскольку от меня требовали «на людях» вести себя подобающим образом, то я решил, что дома и во дворе со своей