Литвек - электронная библиотека >> Наталия Владимировна Афанасьева >> Культурология и этнография и др. >> Портреты из библиотеки герцога Федерико Монтефельтро >> страница 124
лихорадку и после недолгой болезни умер. За несколько дней до смерти герцог узнал о победе Роберто Малатесты над неаполитанскими войсками. Федерико Монтефельтро хорошо понимал серьёзность положения. С благословения папы римского Роберто Малатеста мог захватить Урбино. Несмотря на мучившую его лихорадку, Федерико всё же решил отправиться в Урбино. По пути домой у Федерико случился новый тяжёлый приступ болезни. Ему пришлось вернуться в Феррару. Федерико не знал, что Роберто Малатеста сам заболел, подхватив малярию. Как оказалось, Федерико Монтефельтро и Роберто Малатеста умерли в один день. Это произошло 11 сентября 1482 года. (Малярия Роберто Малатесты давно считается подозрительной; возможно, он был убит кем-то из семейства дела Ровере из зависти к военным победам зятя Федерико Монтефельтро.)

После смерти Федерико венецианцы продолжали вести успешную кампанию. Феррара казалась обреченной. Но Сикст IV понял, что, если венецианцы захватят город, они станут хозяевами Италии. И папа перешёл на сторону лиги. Объединённые силы неаполитанской, флорентийской и папской армии вовремя подошли к Ферраре и спасли город.

Папа призвал Венецию сложить оружие. Дож Венеции вежливо отклонил предложение, заметив, что, так как Венеция в этой войне получила личное благословение папы, то победа будет за ней. Папа в гневе отлучил венецианцев от церкви.

Война с венецианцами длилась ещё два года и закончилась подписанием мира в 1484 году. Условия мира приняли все стороны конфликта, за исключением папы. Но Сикст IV в это время уже находился при смерти. Когда ему сообщили новости о подписании мира, он только сумел прошептать, что никогда не признает позорного мира. На следующий день (12 августа 1484 года) папа скончался. Новый папа Иннокентий VIII подписал договор и снял отлучение с венецианцев.

После смерти Сикста IV по указанию Лоренцо Медичи продолжалось кровавое преследование участников заговора. В апреле 1488 года, ровно через десять лет после нападения на братьев Медичи и через четыре года после смерти Сикста IV, последний из врагов Лоренцо Медичи Джироламо Риарио был убит своими согражданами в правительственном дворце города Форли. Его голое тело выкинули на площадь. Убийство политического лидера в те времена всегда сопровождалось кровавым спектаклем бесчестия и позора.

Пятнадцатый век отличался жестокостью. Открытая безжалостность и абсолютное равнодушие к чужой жизни были свойственны многим политикам, в том числе и Сиксту IV. Секретарь римского сената Инфессура в своих «Дневниках о современных римских делах» (Diario della cittá di Roma) приводит пример безжалостности Сикста. В июле 1484 года армия Джироламо Риарио осаждала город Кави. Один молодой художник нарисовал панораму осады. Когда о работе художника узнали в Риме, папа Сикст, интересовавшийся ходом военных действий, потребовал, чтобы ему показали картину. Ему не понравилось, что художник изобразил часть церковных войск отступающими в беспорядке. Он обнаружил в углу картины изображение монаха-францисканца вместе с женщиной, как сказано «в компрометирующей ситуации». Сикст приказал бичевать художника, полностью разрушить его дом и казнить. Беднягу-художника удалось спасти, объявив сумасшедшим и не отвечающим за свои действия.

Всё это не мешало быть Сиксту IV широко образованным человеком, меценатом, покровителем литературы и искусства. Сикст IV разделял взгляды гуманистов и пропагандировал величие Древнего Рима. Он мечтал сделать Рим главным христианским городом и центром искусства и знаний. Сикст IV восстановил заброшенную во времена Павла Ватиканскую библиотеку и открыл её для пользования. Первым библиотекарем он назначил Джиандреа Бусси. Когда Бусси умер в 1475 году, его сменил реабилитированный Сикстом Бартоломео Платина. Сикст IV разрешил восстановить Римскую академию, разогнанную Павлом II, и Римская академия просуществовала до разорения Рима в 1527 году.

Сикст IV прославился своими усилиями по восстановлению могущества и красоты Рима. Он взял под свою опеку весь город, а не только центральную часть, как это делали его предшественники. Его называли реставратором Вечного города и сравнивали с императором Августом. Он улучшил санитарные условия в Риме, справедливо полагая, что воздух, свет, вода должны быть чистыми в городе. При нём расширили и замостили большинство улиц и площадей и по его указанию привели в порядок старый акведук.

Имя Сикста носит и первый мост, перекинутый через Тибр после античных времён. Понте Систо, или мост Сикста, строили из камней Колизея. Сикста IV иногда ругают за то, что расчищая город, он разрушил много древних храмов и триумфальных арок. (Колизей, если и пострадал, то очень мало.) Но в Риме трудно проводить какие-либо строительные работы не задевая старинные памятники архитектуры – они там на каждом шагу.

Сикст IV приказал открыть на Капитолии для посетителей коллекцию древностей, тем самым создав первый европейский музей. Он подарил Риму пять древних бронзовых статуй, среди них этрусскую статую волчицы. В XV веке к статуе волчицы добавили фигуры близнецов.

Самой знаменитой постройкой Сикста IV явилась Сикстинская капелла. По его приказу целиком разрушили предыдущую капеллу, находившуюся в плачевном состоянии, и на ее месте воздвигли новую. Работы по строительству и украшению капеллы велись большей частью во время войны папы с Флоренцией (июль 1478 – декабрь 1480) Строительство продолжалось, несмотря на нервную ситуацию, в особенности с денежными средствами. Война с Лоренцо Медичи была дорогостоящим занятием. В августе 1483 года папа Сикст IV впервые отслужил мессу в Сикстинской капелле.

На торцовой стене капеллы когда-то располагались алтарная фреска «Вознесение Мадонны» и две фрески на исторические темы: «Египетская принцесса находит Моисея» и «Рождение Христа». Все три картины рисовал Пьетро Перуджино.

Сохранился рисунок-копия алтарной картины Перуджино «Вознесение Мадонны». Рисунок находится в Вене в музее Альбертины. На картине в верхнем ряду изображена Мадонна среди ангелов. В нижнем ряду нарисованы апостолы и коленопреклоненный Сикст IV, на плечо которого апостол Пётр положил ключ. Фрески сохранялись до правления папы Климента VII.

В 1527 году Климент VII оказался свидетелем разграбления Рима войсками императора Карла V, события, поставившего, в конце концов, точку на итальянском Возрождении. Худшее событие за всю долгую историю Великого города, хуже, чем взятие готами в 410 году. Три дня с 7 по 10 мая испанские и германские наёмники бесконтрольно грабили и насиловали. У солдат-германцев отблески идей Лютера превратились в ненависть ко всему католическому. Тысячи жителей