Литвек - электронная библиотека >> Елена Борисовна Егорова и др. >> Здоровье и др. >> Психологическая интервенция в домашних условиях: руководство по мотивации алкоголиков и наркоманов на лечение >> страница 3
ты на деле докажешь, что произошли серьезные изменения, мы поговорим о дальнейшем сотрудничестве.

Супруга:

– Вчера ты до смерти перепугал детей и разбил мебель. Да, я знаю, что ты был пьян, и помню то, что ты извинялся и каялся. Этот случай стал последней каплей для меня. Я нашла группу взаимопомощи, проконсультировалась со специалистом. Наше совместное проживание дальше невозможно. Твое общение с детьми грозит им опасностью и губительно для них. Без долгого и серьезного лечения ты не сможешь больше увидеть меня и детей. Я заручилась поддержкой со стороны друзей и родственников. Ты не сможешь больше причинить нам вред.


Мать:

– Мой дорогой сын. Я не буду повторять, как переживаю и волнуюсь за тебя. Это я говорила много раз. Мое сердце кровоточит, и всё же, продолжая тебя спасать, покрывать и давать деньги, я погублю тебя быстрее, чем твои наркотики и соупотребители. Я буду продолжать любить тебя, но я никогда не приму твою болезнь. И, если ты не начнешь всерьёз лечиться, у меня не будет сына. В моём сердце ты останешься чистым и светлым мальчиком, каким был когда-то – это я и буду вспоминать. А сейчас передо мной чудовище во власти химии. И это я принять не могу.


3. Затем без объявления войны, в самый «неподходящий» момент – когда зависимый мучается с похмелья, готов бежать употреблять потому, что с балкона увидел дружка, то есть, когда он максимально не в ресурсе и психологически не стабилен, но предельно трезв: все поочередно рассказывают или зачитывают подготовленный текст.

Максимально эмоционально говорят человеку о том, как они относятся к тому, что происходит с ним и с окружающими из-за его употребления, и делают это без осуждения, обвинений, оскорблений – просто и методично излагают очевидные факты.

4. Далее тот, кто берет на себя роль ведущего, говорит:

«Ты можешь с нами не соглашаться, но все мы считаем, что у тебя проблема, ты нуждаешься в помощи. Сам ты, очевидно, не справляешься, и, если это так, мы искренне хотим тебе помочь.

МЫ хотим, чтобы ты вылечился от своей болезни и снова стал тем, кем ты когда-то был (любящим отцом, заботливым мужем, блестящим профессионалом, интересным человеком – нужное подчеркнуть)

Мы предлагаем тебе прямо сейчас поехать в центр, где тебе окажут профессиональную помощь и помогут разорвать этот порочный круг. Мы очень тебя любим, будем помогать тебе и ждать, когда ты вернешься здоровым».


В большинстве случаев, если все сделали как надо, больной соглашается на лечение.


5. Когда больной соглашается принять помощь, её необходимо предоставить немедленно.

К этому моменту сумка с вещами должна уже быть готова, документы на госпитализацию оформлены, билеты куплены.

Человека нельзя оставлять одного – его постоянно должен сопровождать значимый родственник, знакомый или мотивационный психолог из реабилитационного центра.


С ним нужно постоянно говорить, внимательно подходить к выбору тем.


Абсолютным приоритетом должны быть темы, связанные с будущим. Например, как будет хорошо, когда он выздоровеет, какая жизнь его ждет, куда он поедет отдыхать, путешествовать, какие проекты будет делать, куда устроится работать, куда сможет переехать и пр..


Что делать, если ничего не помогает?

Не опускать руки.

Обратиться к профессионалам.

Найти группы и сообщества помощи родственникам зависимых, чтобы сориентироваться на чужом опыте и понять, какие ошибки вы совершили в ходе планирования или реализации мотивации.

Примеры ошибок


В ходе планирования и проведения мотивации зависимый «искренне» кается, посыпает голову пеплом, утверждает, что всё возместит и больше никогда, ни за что, и ни под каким предлогом употреблять не будет.

Здесь критически важно быть стойкими и понимать, что это раскаяние будет недолгим. В случае спонтанной ремиссии (которая действительно происходит у больных), как только здоровье и самочувствие хоть немного улучшатся, зависимость вернется в усиленном прогрессирующем варианте. И в следующий раз убедить лечиться будет намного сложнее.

Также следует строго придерживаться протокола проведения интервенции и не допускать повышенного тона, упрёков, унизительных поддёвок и манипуляций. Только голые факты в полном осознании того, ЧТО в данный момент происходит и, самое главное, ДЛЯ ЧЕГО. Здесь помощь вам окажут профессионалы: работники реабилитационного центра, психологи.


Будет тяжело, но вы не отчаивайтесь! Это преодолимо.


Заручитесь поддержкой близких и профессионалов. В одиночку вам будет очень трудно справиться с проблемой. Всё забывается очень быстро, и близкие родственники больше всего склонны сократить или нарушить правила проведения мотивации. Им кажется, что с бедой можно справиться быстро, буквально за один разговор: «ведь должен же человек понять элементарные вещи…».


С этой ошибкой сталкивается 99% родственников зависимых. Поэтому посещение групп взаимопомощи не просто желательно, НО НЕОБХОДИМО. Там вы встретите людей, которые прошли этот путь шаг за шагом, столкнулись с подводными камнями, о которых вы еще не знаете. Они обязательно окажут вам помощь и поддержку.

Берегите себя и своих близких. Не молчите, не ждите большой беды. Эффективные методы спасения от этой огромной проблемы СУЩЕСТВУЮТ.


С уважением, коллектив авторов:

Макаровский Денис Анатольевич – клинический психолог, кандидат философских наук, руководитель программы реабилитационного центра PROFREAB.

Коневичев Роман Леонидович – мотивационный психолог, руководитель реабилитационного центра PROFREAB.

Елена Борисовна Егорова – консультант по химическим зависимостям реабилитационного центра PROFREAB.