Литвек - электронная библиотека >> Борис Вадимович Соколов >> Публицистика >> Маленький шаг и гигантский прыжок >> страница 2
Если он был неподходящим (например, много крупных камней), космонавт мог вернуться к орбитальному аппарату и далее на Землю, либо выбрать новую точку, расположенную не далее нескольких сотен метров от первоначально выбранного места. После посадки космонавт должен был выйти на поверхность, установить флаг Советского Союза, взять образцы грунта и вернуться в лунный корабль. Лунное посадочное устройство должно было остаться на поверхности, а лунная кабина после включения разгонного блока стартовала бы с Луны и состыковалась с лунным орбитальным кораблем.

Невооруженным глазом видно, что советский проект высадки на Луне был чрезвычайно рискованным — у космонавта, отправленного на Луну, было гораздо больше шансов погибнуть, чем успешно завершить свою миссию. А тут еще ракетоноситель Н–1 на испытаниях показывал ничуть не лучшие результаты, чем нынешняя «Булава». Попытка приспособить технологии, годные для баллистических ракет и космических полетов вокруг Земли для лунной экспедиции оказалась не слишком успешной. Да и модели лунных кораблей впервые удалось запустить на околоземную орбиту только в 1970 году.

К счастью, как ученые, так и политики поняли, что пытаться отправить космонавта к Луне на неотработанном носителе и в модуле, у которого не слишком много шансов вернуться с Луны, — это авантюра, которая почти наверняка приведет к гибели людей. А такое советский престиж никак бы не повысило. В 1974 году, спустя восемь лет после смерти Королева, его преемники окончательно отказались от дальнейшей разработки носителя Н–1.

После высадки американцев на Луне советская лунная программа тихо умерла. Попытка догнать и перегнать США в лунной гонке с помощью более дешевых и простых технологий, как это всегда делал Советский Союз в военной сфере, на этот раз не удалась. Для оправдания поражения советская пропаганда выдвинула тезис, что в СССР не относятся к космонавтам как к подопытным кроликам, поэтому, дескать, и отказались от реализации лунной программы в пользу решения чисто научных задач освоения космоса.

На самом деле лунная программа СССР не была реализована как вследствие серьезного технологического отставания от США, так и из–за отсутствия у лунного проекта военной составляющей. Советский Союз мог конкурировать со своим главным соперником на мировой арене только в военно–технической сфере, но отнюдь не в области мирной науки и техники, где социализм безнадежно проиграл соревнование капитализму.