Литвек - электронная библиотека >> Валерий Аркадьевич Ильичёв >> Детектив >> Изумрудный мираж >> страница 3
правильно понимаешь. Дело-то оказалось обыденное. Эскулап наш определил: сердце у пожилого господина не выдержало. Так что его деньги мы сочтем и вернем семье в сохранности. А на тебя я направлю представление о повышении денежного разряда. Все, ступай, можешь не благодарить.

Петров вышел на улицу, вытирая со лба струйки пота:

«Вроде бы обошлось. Интересно, сколько старый хрен возьмет себе из саквояжа? Хотя это не моего ума дело. Мне и так задарма досталась пачка банкнот и ценная брошь. Так что и я не в накладе».

Вскоре Петров увез брошь в Крым и продал ее промышленнику из Сибири:

«Там за Уралом труднее будет проследить украшение, изготовленное в Риге. Мне теперь до него нет дела. Да и, по правде сказать, эти красные камушки вокруг цветка клевера напоминают капли крови на поле ратной брани. Хорошо, что я от греха подальше отделался от этого украшения».

И брошь начала путь по России, меняя владельцев на крутых поворотах истории, пока не всплыла в начале восьмидесятых годов в Москве.


Глава II

В начале пути.

Начальник уголовного розыска Быков испытующе смотрел на двух новых сотрудников, присланных из отдела кадров:

– Значит, ты, Носов, выпускник школы милиции, а опытный опер Петров переводится к нам в связи с переездом на новую квартиру. У меня на днях двоих сотрудников уволили за порочащие их связи. А обстановка с криминалом сложная: едва успеваем регистрировать преступления. Так что, беру вас в отдел, не глядя. На практике узнаем, кто из вас чего стоит.

Молодой сыщик радостно вскинул вверх руку:

– Вот, спасибо! Только подскажите, что мы должны делать?

– Объясню главное: контролировать вас не буду. Делайте, что хотите, но выдавайте мне высокую раскрываемость. Включайтесь в работу прямо сейчас. Вот посмотрите на карту. Ваши участки будут рядом. Тебе, Петров, придётся за двоих трудиться, пока новичок не освоится. Всё приступайте.

Прошла неделя. Петров постепенно осваивался и ежедневно вместе с новичком знакомился с людьми на территории и прежними делами о совершённых преступлениях. Но в это утро пришлось вместо рутинной работы срочно выезжать на место преступления. Дежурный Ступин появился на пороге кабинета и сообщил:

– Хватит отдыхать ребята. У нас на территории криминальный труп. Старуху обнаружили задушенную чулком. Начальник приказал вам выйти на место и организовать поиск по горячим следам. Берите ноги в руки и поспешите в адрес. А я вслед подошлю следователя с экспертом.

Петров предложил новичку:

– Ты криминальных трупов еще не осматривал. Ну, тогда пойдем набираться опыта.

При входе в квартиру, где произошло преступление, ощущался необычный запах. Пройдя в комнату, Петров догадался:

«Это смесь трупного запаха с ароматом лака от новой тумбочки, стоящей в углу. Хозяйка недолго радовалась покупке. Лежит женщина на полу с капроновым чулком, обмотанном вокруг морщинистой шеи. Интересно, ее убили по наводке или она стала случайной жертвой нападения? Надо поговорить с обнаружившей труп соседкой».

Немолодая женщина отвечала на вопросы, беспокойно оглядываясь, словно боялась появления убийцы:

–Я днём возвращалась из магазина. Увидела, что дверь в квартиру Нины Павловны приоткрыта. Покричала, никто не отзывается. Решила, что ей стала плохо и зашла. А она на полу лежит. Я тут же позвонила в милицию. Больше ничего не знаю.

– У погибшей родственники есть?

– Да, сестра Галина живет на Самотёке. Мне её телефон Нина Павловна оставила. Просила оповестить родственницу, если с ней случится несчастье. Я уже позвонила, и её сестра должна сейчас подъехать.

– Это хорошо. Если вы бывали в квартире у Нины Павловны, то можете сказать, что у нее пропало?

– Все, как будто, на месте и беспорядка не видно. А вот, насчет денег или украшений ничего сказать не могу. Может быть, Галина знает, хотя вряд ли: они в последние годы редко общались.

– Ладно, подождем. Вы не уходите. Еще можете нам понадобиться.

Петров повернулся к участковому инспектору:

– Сходи по квартирам. Найди двух толковых жильцов. Сейчас подъедет следственно-оперативная группа, и им понятые понадобятся. И еще пообщайся с жильцами. Возможно, кто-нибудь заметил подозрительных посторонних лиц. Давай, расстарайся. Пока нет зацепок: глухо как в танке.

При появлении сестры жертвы, Петров приступил к ее опросу. Женщина рассказала, что с сестрой в юности были очень дружны. Но потом их пути разошлись из-за любви к одному молодому человеку. В результате обе остались старыми девами. Отношения сестёр еще более осложнились после того, как мать оставила в наследство все ценные украшения старшей сестре Нине. Особенно родственницы рассорились из-за подарка отца: дорогой изумрудной броши, изображающей трилистник. Петров незамедлительно предложил проверить, на месте ли ценное изделие. Галина Павловна подошла к секретеру и указала на вмятину отжима на его дверце:

– Секретер взломан, и коробочка из сафьяна, в которой хранилось украшение, исчезло. Ещё здесь в серванте всегда стояла старинная сахарница из красного фаянса. Ее тоже нет. Ну, и пропал её кошелёк. Сколько там было денег, я естественно, не знаю.

– Спасибо, у нас появились определённые зацепки для поиска.

Петров повернулся к новичку:

– Пойдем, Носов. Следователь и эксперты завершат осмотр и допросят свидетелей. А нам надо встретиться с агентурой. Ты уже успел познакомиться с секретными сотрудниками своего предшественника?

– Их трое. Странно, но они утверждают, что давно своего сыщика не видели. А в делах полно от них донесений.

–Дело обыденное. Сыщик оформил вербовку случайных людей для отчётности. Толку от них нет. А сыщик всю добытую им информацию оформлял, как якобы полученную от агентов. Не переживай, скоро сам освоишь эту нехитрую механику. Иначе придётся переменить профессию.

– Понятно, только мне противно заниматься враньём. Скажи, а убийство старухи мы раскроем?

– У нас есть две зацепки: фаянсовая сахарница и уникальная драгоценная брошь. При попытке их сбыть, если повезёт, мы и возьмем преступника. А теперь хватит пустые разговоры вести. Агентура хоть и слабая, но задействовать её надо.

Оставшись один, Петров решил:

«Переданные мне на связь агенты тоже пустышки. Среди осведомителей три молодые гулящие женщины. Кто поставит бутылку, тот и хозяин их тела. Да и