Литвек - электронная библиотека >> Автор неизвестен -- Древнерусская литература >> Древнерусская литература >> Повесть о Скандербеге >> страница 3
мысль свою. И они, слышачи то, радовались тому и хотели66 ему помогать и до смерти, толко бы не перестал с турком воиватца.67 Скандербег, видячи приязнь их к себе, радовался тому и пошел с людми своими к городу Крои — к столному месту олбанийскому,[34] — оставивши приятелей своих в лесе в горах, а перед собою послал Амеса — сестрича своево — з грамотою к воиводе.

Амеса, приехав, поцеловал наместника по обычаю турецкому и дал ему грамоту Амуратову, а другую от Скандербега, и сказал ему приезд Скандербегов на вотчину ево за отпущением Амуратовым.

Воевода, вычетчи грамоту Амуратову, и велел ехати Скандербегу к городу. А как Скандербег в город68 приехал, воевода ему город и люди и со всем, что в городе, отдал.

Взявши Скандербег город Крою у воиводы олбанского[35] и послал по тех людей, которых оставил за городом. А как люди приехали к нему — побил с ними Скандербег всех турков, которые были в городех, кроме воиводы олбанского и тех, которые похотели к Скандербегу.

А как то уведали тутошние люди — болшие, и середние, и малые — и с великою радостию пошли к Скандербегу, радуясь тому, что его милостивый бог привел на вотчину иво, и государем иво учинили на княжестве Олбанском.

Скандербег, одержавши город Крою и околние места69 и послал лутчих людей своих 2000, а велел им стояти на границах для приходу турских людей. А турков еще70 велел выискивать и всех71 побивати.[36]

В то время приехали к Скандербегу 72 княжата христьянские,[37] многие околние люди72 и прославили его ж выизволителем отчины своей 73 из неволи.73 Скандербег учинил им 74 речь широку теми словы:74

«Есть вам ведомо, милые соседи и люди мои, коли отец мой, воюючись с тем неверным Амуратом, был изневолен от него. И для того, хотячи покою от него, дал дань ему и мене дал в закладе ему. И аз, будучи там, служил ему и он то ни во что ставил. Братью мою ядом смертным75 поморил и мне хотел тож учинить, да бог укрыл мя. Вотчину мою посел, а вас всех 76 заневолить хотел.76 И яз то все у себя таил много лет, что не было часу моиво.

А нынеча, милая братия и соседи77 и люди мои, возмем оружия своя и почнем держав своих доставати, призываючи бога в помочь себе. И бог поможет нам за наше терпение и правду перед ним».

Было то слово Скандербегово любо всем людем, и все рекли:

«Дай боже по твоему слову, Скандербеже, а ты буди правителю наш!».

И собрався78 к тем городом, в которых еще турки сидели, и пришедчи, облегли город Петревль,[38] и они поддались Скандербегу. Оттоле шедши, Петральб и Стелю взял.[39] Тут пристал к Скаядербегу Моисей-жид и крестился[40] и много помочи учинил Скандербегу. Тот жид великой правитель был в турках.

На весне Скандербег пошел к Светограду.[41] И пришедчи, розослал людей в войну около города. Люди тутошние прибегли плачучи Скандербегу и говорячи:

«Не туркам ты чинишь убыток — нам убогим!». И он смиловался над ними.

Скандербег очищал землю свою около Мокрой горы, даж и до. границ болгарских, что было завладел Амурат после отца своиво. 79 И поддавались ему. Еще к тому ж Скандербег Мокрею и много иных городов побрал у турков,[42] хотя80 не были отца его.79

И Амурат то уведал, что Калибаша81 побит от угров, и безмерно кручинился о том. И послал х королю угорскому, просячи миру с ним, а деспоту городы его ворочает. И положили мир на десять лет.[43] А больши того было ему досаднее, что 82 над ним82 Скандербег учинил. И для того умыслил все силы своя на Скандербега послать, да для того отложил, что зима зашла.

Скандербег уведал то, что Амурат на него готовитца со всеми силами своими, и учинил сейм в Лысом, городе венецком,83[44] и на сейм съехались многая княжата и Панове околичные.[45] И Скандербег почал им говорить теми словы:

«Думаю яз, 84 милые мои соседи и люди,84 что вы держите в памяти своей, которым обычаем турки овладели много земель християнских,[46] что учинили греком, босном, сербом в Мисии, болгаром, венетом[47] и иным многим людем во Асии и в Европе. Потом уж и отцу моему. А все то не силою или каким иным воинским обычаем — толко обманом 85 и словом85 и иными неправдами. И того не дай боже, чтоб86 и нам, ныне в той стороне 87 будучим, которого87 зла не понесть.

Еще к тому же, чаю, не тайно у вас, откол пошел род Амуратов. Аз то подлинно ведаю и скажу вам: 88 толко от разбоя и от насилства почали.88 И для того их и от места выгнали…

Исперва они были люди неславны 89 и на великую силу могли быть отверстаны89 от лесных мужиков[48].90 И для того б нам против таких срамота не стоять, что ни мужеством, ни храбростию чужие земли заседали, толко за несчастия людского. А болше они там наезжали,91 где людей плохих92 слышали.

93 А коли к тому пришло — добро93 и нам от них94 стеречися и не верить им ни в чем, помнячи, что 95 над людми от них сталось.95 А много о том не надобет сказывать и сами то ведаете96. Да и то мне не дивно,97 что они весь свои умысл и надежду на саблю покладывают[49]: 98 в том у них душевное спасение лежит,98 — так себе они чают, а у нас то велико, что правда пред ними. А болши того не хощу говорити, что речь тайна есть, а много мышлю во уме своем.

А99 что приходит страх в сердца ваша — и аз вам ныне скажу100 в себе лечбу:101 нет тут ничего неразумнаго, чтоб чего не мог человек разсудити. Всякое дело необычное, коли человек что починает, чего не умеет — страшно есть ему, потому что не ведает, как за него принятца. А как познает, и ему то иногда и слюбитца. И для того я мышлю, что и 102 вам страх приходит от турков,103 а все то для того,103 что необычай к войнам и лежанье в вас вкоренилось.[50] Да то мы ныне все оставим.

А что о мне 104 вы ныне104 мыслите, что аз 105 от них105 в городех или в лесех укрывался — 106 не мог бы того терпеть для срама и для греха, видячи106 неповинных людей бьют и вяжут и в неволю ведут 107 в полон,107 а все нашу братью-християн, и пустошат отчины наши.108

Буду всегда пред лицем неприятеля нашего с людми своими ставитца за нашу правду, надеяся на милость божию. 109 Ведаю, что силы его Амуратовы переломити не могу, потому что много всего у них; и аз с помочью110 господа бога моего109 буду промышлять над ним: где станет у города — буду наезжать на него те день и нощь и чаю милости божией, что будет он отъезжати111 с убытком.