ЛитВек: бестселлеры недели
Бестселлер - Лорет Энн Уайт - Тайна пациента - читать в ЛитвекБестселлер - Хельга Петерсон - А я тебя нет - читать в ЛитвекБестселлер - Изабель Филльоза - Поверь. Я люблю тебя - читать в ЛитвекБестселлер - Рия Эшмар - Осколки тьмы (СИ) - читать в ЛитвекБестселлер - Дмитрий Олегович Иванов - Вася Неоник - читать в ЛитвекБестселлер - Нассим Николас Талеб - Черный лебедь. Под знаком непредсказуемости - читать в ЛитвекБестселлер - Николь Сноу - Случайный рыцарь - читать в ЛитвекБестселлер - Алексей Михайлович Семихатов - Всё, что движется - читать в Литвек
Литвек - электронная библиотека >> Александр Иванович Алтунин >> Публицистика и др. >> Сговорчивость

Александр Алтунин Сговорчивость

Среди представителей стандартного менталитета очень распространена такая черта характера, как упрямство. Чертой характера оно выглядит с чисто психологической точки зрения. А если смотреть на него с духовной точки зрения, то окажется, что это элементарная одержимость обычным злым духом упрямства. Когда человек, сам того не ведая, как правило, выполняет роль банальной марионетки в руках этого злого духа. Ведь, если разобраться чисто логически в сути упрямства, то выявится, что в его основе лежит целый ряд отрицательных моментов. В частности, это подчинение целой серии других злых духов. В том числе, самоуверенности и самовлюбленности. Своенравности и сумасбродства, капризности и привередливости, амбициозности и стервозности, эгоизма и эгоцентризма, отсутствия самокритичности, упрощенности и примитивности, деструктивности и дисгармоничности, вредности и прихотливости, стереотипности мышления, прозаичности и приземленности, неуживчивости и конфликтности, неумения строить прочные и перспективные отношения, болезненного самолюбия, отсутствия честолюбия, мелочности и посредственности, неумения правильно любить и уважать себя (девяносто — девяносто пять процентов людей), низкой одухотворенности, душевной и умственной лени, как фонового состояния личности, принципиального нежелания заниматься мало-мальски серьезным самовоспитанием и самосовершенствованием, отсутствия серьезного самоконтроля, отсутствия интеллигентности, неумения мыслить категориями средней и высокой степени сложности, отсутствия философского отношения к себе, к жизни, к своему месту в жизни; отсутствия чувства интеллектуальной и психологической эстетики, отсутствие интуиции и проницательности интеллектуального и психологического плана, принципиальной несостоятельности личности человека в целом по важнейшим духовным, интеллектуальным и психологическим аспектам, примитивности мировоззрения, претензии на обладание истинной в последней инстанции, отсутствие серьезной заботы о гармонии себя, своей жизни и жизни вообще, пренебрежения главным духовным законами Бытия, отсутствия смысла жизни (по большому счету), отсутствия чувства психологической изящности, в ряде случаев — глупости и невежества. Собственно, кроме перечисленных шестидесяти злых духов, к этому списку можно добавить еще сотню-другую участников этого «замечательного» состояния. А их подробное перечисление могло бы вызвать вполне определенную скуку. Хотя, предполагается, что об этом будет сказано более подробно в отдельной работе.

Упрямство — это уже не просто небольшой недостаток, это уже большой порок. Ибо, его присутствие, как правило, не только принципиально мощно тормозит положительную эволюцию личности человека в целом, но и способствует возникновению и интенсивному развитию психологической и духовной деградации. И тому множество конкретных примеров по наблюдению автора за людьми в течение тридцати-сорока-пятидесяти лет.

Упрямство лежит в основе возникновения неблагоприятного психологического климата в любом коллективе — учебном, производственном, в семье, в быту, в любом произвольном общении.

Человек может в значительной степени контролировать влияние злого духа упрямства на себя. Но для этого необходимо громадное мужество и очень развитая сила воли. Да и заботливый и мудрый наставник, по отношению к которому человек проявляет абсолютно полное послушание всегда и во всем. Без каких-либо частичных и косвенных компромиссов. Собственно, это актуально в равной степени и по отношению к любым другим злым духам.

Сговорчивость вовсе не является проявлением слабости характера, отсутствием чувства собственного достоинства или высокого интеллекта, отсутствием самодостаточности или зрелости, гармонии личности в целом или мудрости. Во-первых, практически девяносто процентов вопросов, с которыми повседневно сталкиваются люди, это вопросы второстепенного и третьестепенного характера. И поиск взаимоприемлемых компромиссов не только возможен, но и реально необходим. Нельзя всем, всегда и во всем навязывать свое мнение, своею волю, свое желание. В конце концов, никто не обязан ублажать капризы и прихоти любого другого человека. Хотя, по большому счету, и свои собственные капризы и прихоти далеко не всегда стоит ублажать. Ибо, они часто навеяны не нашим разумом, а духом капризности или прихотливости.

Во-вторых, нужно четко и конкретно разделять вопросы психологического и интеллектуального характера от вопросов духовного плана. Потому как, в первых двух случаях компромисс необходим, а в последнем случае часто категорически противопоказан. Теоретически он, быть может, в отдельных особенных случаях, и возможен. Но для его адекватного моделирования необходим такой уровень духовной мудрости (кстати, достаточно небольшой с точки зрения иерархии духовных ценностей вечного и классического типа), который встречается, в лучшем случае, у одного человека из тысячи. И это из числа интеллигенции. Среди рабочего класса и крестьянства этот момент обстоит еще более проблематично.

Сговорчивость — это несомненный элемент коммуникабельности и интеллигентности, психологической гибкости и дипломатичности. Конечно, в отдельных случаях, когда мы сталкиваемся с авантюристами и интриганами, психологическими манипуляторами, подлецами и сволочами, наглецами и стервами, грубиянами и хамами, жестокими и агрессивными личностями, компромисс, возможно, представляется малоцелесообразным. Хотя, каждая конкретная ситуация требует индивидуального подхода. Ибо, можно выиграть, условно говоря, копейки, а проиграть десятки или сотни рублей.

С одной стороны, каждый человек должен предварительно взвесить свои силы и возможности в борьбе с такого рода «замечательными» людьми. И если не чувствуешь себя достаточно сильным и умным, то, что называется, не ввязывайся в драку. А с другой стороны, «все самые большие несправедливости мира совершаются с молчаливого согласия окружающих». В большинстве случаев, достаточно четко и конкретно одернуть того или иного конкретного человека, чтобы ограничить его деструктивное влияние на что-либо или кого-либо. Не говоря уже о том, что негативное общественное мнение еще не потеряло своего принципиального влияния на внешнюю активность психологических и духовных отщепенцев, прохиндеев и проходимцев. Только оно должно быть четко организованным и коллективным. Кстати говоря, если вы лично не будете защищать интересы других людей в сложных и проблемных ситуациях, то, скорее всего, никто не будет защищать и