Литвек - электронная библиотека >> Василий Васильевич Каменский >> Биографии и Мемуары >> Книга о Евреинове >> страница 3
«Ваньку Ключника и Пажа Жеана» Ф. Сологуба; «Царевну» («Саломея») О. Уайльда, снятую полицией с репертуара после генеральной репетиции.

Весной 1909 г. Н. Евреинов совместно с Ф. Коммиссаржевским организовал в Петрограде «Веселый театр для пожилых детей», где впервые шла его арлекинада «Веселая смерть».

В этом-же году Н. Евреинов отличился удивительной постановкой («Ночные пляски» Ф. Сологуба), где он впервые воплотил идею наготы на сцене. Интересно отметить, что в числе играющих были наши знаменитые поэты и художники.

Из «частных» постановок не менее интересны, по оригинальной неожиданности, были постановки в кружке баронессы Будберг, среди которых особенно выделилась «Московская бывальщина».

С осени 1910 г. Н. Евреинов оставил службу в Министерстве, и принял предложение поступить главным режиссером в театр «Кривое Зеркало», где прослужил до весны 1914 г.

Помимо занятий режиссера, Н. Евреинов, энергичный и без границ одаренный, в это время выступал в качестве педагога, музыканта-композитора и художника.

С учебного сезона 1908 г. вплоть до весны 1911 г. он руководил Драматической Студией в Петрограде. Сценическим заданием руководителя являлось развитие театральной интеллигентности, техники, вкуса, музыкальности и пластического исполнения артистов «Театра Будущего».

«Так как требования новейшего репертуара обращаются прежде всего к музыкальности и картинности сценического исполнения – (т. е. с одной стороны этот репертуар учитывает симфоничность игры, не просто звуковую, но и чисто музыкальную экспрессию, опыт в „словесной инструментовке“ и пр., а с другой стороны хорошо развитое тело, живописность и психологическую пластичность) – то соответственно сему Драматическая Студия выдвигает в качестве предметов равной важности с декламацией и техникой драматического искусства – пение (в связи с теорией музыки) и пластику (в связи с хореографией и гимнастическими играми)».

Так было сказано в проспекте Драматической Студии Н. Евреинова при Драматических Курсах М. А. Риглер-Воронковой.

Опыт с голым телом Н. Евреинов применил и на сцене своей Студии, за что, с пошлой грубостью, подвергся жестокому осмеянию в печати.

На выставке «Треугольник» кружка художников – импрессионистов (основанного Н. И. Кульбиным) весной 1910 г. появились впервые стильные картины Н. Евреинова – эскизы сценических постановок. Также не менее интересны его карандашные наброски грима (помещенные в журнале «Столица и Усадьба») и рисунки к постановкам пьес. Но всего изумительнее его ярко-красочная футуристическая картина «Пляшущая Испанка», помещенная в № 9 журнала «Столица и Усадьба» с объяснением: «Эта картина является первым футуристическим произведением мира, созданным до опубликования манифеста футуристских живописцев, проповедующих динамический дивизионизм».

Картина дает живое впечатление движущейся танцовщицы и четкого звука кастаньет.

Из музыкальных произведений Н. Евреинова особенно выдающимися можно назвать его оперу-буфф «Похищение сабинянок», лирико-натуралистическую оперу «Сладкий пирог», поставленную в ноябре 1912 г. в «Кривом Зеркале» и исключительную по музыкальному замыслу оперетку «Беглая», шедшую в начале ноября 1913 г. в «Палас-Театре» в Петрограде.

Из многих легких музыкальных вещей наиболее оригинальны и незабываемы его секунд-польки, колыбайка, дружеская пародия на Шопена, странные романсы, песни.

Что-же касается главного, т. е. литературно-научных трудов Н. Евреинова, то одним из важных и основных надо считать разработку созданной им теории монодрамы, о которой в 1909 г. Н. Евреинов читал в Петрограде и в Москве лекции, вызвавшие горячие дебаты.

Научно ценные труды, как «Крепостные актеры» и «История телесных наказаний в России» убедительно говорят нам об авторе, как о большом исследователе истории и огромном энциклопедисте.

В 1911 и 1912 г. выходят две книги «Ропс» и «Бердслей» – художественные монографии, написанные Н. Евреиновым для издательства Н. И. Бутковской. Тонкий психолог и энтузиаст, он прекрасно разобрался и вскрыл перед нами всю очаровательную сущность этих двух гениев рисунка.

В 1911 г. вышел, под редакцией и с его статьями, нашумевший сборник «Нагота на сцене».

Из драматических произведений, созданных за этот период, в 1910 г. появляется в альманахе «Студия Импрессионистов» первая монодрама «Представление любви». На тусклом небе тусклого символизма, отжившего свою моду вместе с широкими юбками, огнезарным изгибом блеснула стройная, изящная, изумительная по глубинной красоте своей эта первая неожиданно-чудесная монодрама «Представление любви», – равной которой по яркости нет в бледной символической литературе и которая – вся в будущем.

В 1912 г. Н. Евреинов написал новую сверх-оригинальную монодраму «В кулисах души» (действие происходит в колоссальной грудной клетке человека), в том-же году поставленную с необычайным успехом в «Кривом Зеркале» и затем переведенную на французский, немецкий и английский языки.

Но сверх-оригинальность постановки «В кулисах души» затмила своим невиданным появлением его постановка «Франческа да-Римини» в зале Консерватории: представление происходило в центре зала среди публики, изумленной неожиданным зрелищем.

В конце 1912 г. Н. Евреинов написал свою знаменитую режиссерскую буффонаду «Ревизор», шедшую впервые в «Кривом Зеркале» в декабре 1912 г. и идущую с невероятным успехом и поныне, когда пишутся эти строки.

Весной 1913 г. в издании Н. И. Бутковской (с рисунками Н. И. Кульбина) вышла замечательная книга Н. Евреинова «Театр, как таковой», посвященная изложению его красивой философии о театральности и театрализации жизни.

Ея сущность: природный инстинкт театральности живет в нас наравне с инстинктами самосохранения, половым и пр.; вытравление этого инстинкта равносильно физическому оскоплению, а удовлетворение его представляет собой одну из эвдомонических стадий, поскольку счастье понимается в смысле удовлетворения потребностей души. Человека живо трогает лишь то, что поддается его театрализации.

Осенью 1913 г. вышла новая книга Н. Евреинова «Pro scena sua», представляющая собой сборник его теоретических и критических статей о современном театре, помещенных ранее в журналах «Аполлон», «Театр и Искусство» и разных театральных периодических изданиях, сотрудником которых он состоял.

1914 год принес нам второй том «драматических сочинений», где драматург предваряет, что в отличие от 1-го тома пьес, литературно-театральных, 2-ой том собрания включает в себя пьесы театрально-литературные, как определенно выражающие театральные воззрения автора на сущность сценического