Литвек - электронная библиотека >> Андрей Тихомиров >> Самиздат, сетевая литература и др. >> Агрессия США в Латинской Америке >> страница 3
было подписать кабальный договор с интервентами, ставивший страну в положение протектората. В 1916 г. недовольство, вызванное зависимостью от иностранцев и чрезвычайной бедностью населения, вылилось в восстание. Опять, как и в случае с Гаити, ссылаясь на мотивы «оборонительного» характера, США отправили войска в Доминиканскую республику. Они оккупировали ее. Правительство страны было составлено из американских офицеров. Оккупационный режим длился до 1924 г. Как и в Гаити, это был период расхищения богатств страны, подавления свободомыслия, укрепления на острове позиций США.

Первая мировая война, отрезав страны Латинской Америки от европейского, рынка, избавив часть из них от строгого английского контроля и мешая воевавшим США в полную меру направлять туда свою экспансию, стимулировала в этих странах развитие местного промышленного производства, прежде всего наиболее крупного.

Агрессия США в Латинской Америке в 40-е годы XX века

В годы Второй мировой войны позиции империалистических держав в Латинской Америке несколько ослабли, особенно позиции европейских стран и Японии. Имущество держав «оси» было конфисковано правительствами латиноамериканских стран, примкнувшими к антигитлеровской коалиции. Спрос на стратегическое сырье и продовольствие содействовал увеличению латиноамериканского экспорта, росту объема внешней торговли. Этот процесс продолжался и в первое послевоенное пятилетие. За тот же период значительно вырос и импорт. При резко возросшем объеме экспорта во многих странах внешнеторговый баланс был положительным, в частности в Аргентине, Бразилии, Венесуэле, Чили.

Активный баланс способствовал накоплению валютных запасов, что позволило вложить крупные ассигнования в экономику, двинуть вперед промышленное развитие. Ослабление экономических позиций иностранных монополий также способствовало росту национальной промышленности. В ряде стран возникли основы металлургии, машиностроения, нефтехимии, электропромышленности. Важным фактором национального развития явилось складывание государственного сектора в промышленности латиноамериканских стран. Мексика положила начало созданию государственного сектора еще накануне второй мировой войны, когда правительство Л. Карденаса национализировало железные дороги и нефтепромышленность, принадлежавшие американским и английским монополиям. После войны в ряде стран, в том числе в Аргентине, Бразилии, Колумбии, Уругвае, была выкуплена иностранная собственность (железные дороги, рудники, промышленные предприятия, коммунальное хозяйство); она также стала частью государственного сектора.

Но ослабление позиций европейских империалистических держав явилось не только стимулом национального развития латиноамериканских стран; сложились благоприятные условия и для усиления экспансии США в страны Латинской Америки. Под прикрытием лозунга о межамериканском сотрудничестве США стремились поставить под свой контроль богатейшие недра этих стран. Объем североамериканских инвестиций быстро увеличивался, и в 1949 г. они составили уже 6,3 млрд. вместо 3,7 млрд. долл. в 1939 г. При этом направление капиталовложений свидетельствовало об их колонизаторском характере: вложения в обрабатывающую промышленность составили всего 8 % от общей суммы, а остальные 92 % приходились на горнодобывающую промышленность, сферу услуг, что обеспечивало быстрое обращение капитала и высокую прибыль. Особенно крупные капиталы были вложены в добычу нефти: только за 1947–1949 гг. — 1705 млн. долл., что составило половину всех капиталовложений США в нефтяное дело за границей.

Экономическое развитие обусловило превращение наиболее крупных латиноамериканских стран из аграрных в аграрно-индустриальные. Но оно тормозилось такими факторами, как латифундизм, узость внутреннего рынка. Кроме того, крупная буржуазия предпочитала вкладывать свои капиталы главным образом в сферу обращения, держать накопления в иностранных банках, чем ослабляла финансовый потенциал своих стран.

При несомненном ускорении национального развития экономика стран Латинской Америки в целом оставалась зависимой от США. Нефтеносные поля Венесуэлы, медные залежи Чили, Перу, Мексики и ряда других стран, горнодобывающая промышленность Мексики, огромные земельные пространства латиноамериканских стран находились под контролем или в полной собственности американских монополий, которые вывозили из Латинской Америки огромные суммы прибылей. Одним из важных источников обогащения североамериканских монополий была внешняя торговля. Так, например, в 1948 г. экспорт США в страны Латинской Америки составил 3 165 млн., а импорт из стран Латинской Америки — 2 352 млн. долл. Внешнеторговый баланс латиноамериканских стран в их торговле с США был резко пассивным. Последствия засилья империализма сказывались прежде всего в ухудшении положения трудящихся масс, подвергавшихся жестокой эксплуатации, страдавших от дороговизны, особенно возросшей после войны. Естественным результатом этого явилась активизация борьбы трудящихся против голода, нищеты, господства буржуазно-помещичьей олигархии, бесправия.

Огромное воздействие на подъем антиимпериалистического движения и борьбы демократических сил против сил внутренней реакции оказали победы Советского Союза над державами фашистской «оси». Народы Латинской Америки с ликованием встретили сообщение о взятии войсками Красной Армии Берлина и капитуляции фашистской Германии. В Венесуэле, например, состоялись массовые демонстрации в честь этих побед. В Аргентине, несмотря на запрещение властей, демонстрации состоялись в Буэнос-Айресе, Кордове, Тукумане и в других городах. В Сантьяго (Чили), в столице Перу Лиме прошли многочисленные демонстрации.

Одним из важнейших факторов в послевоенном политическом и социальном развитии Латинской Америки явилось повышение роли пролетариата, который в этот период составлял уже около 1/3 всего самодеятельного населения (около 20 млн. человек). Его основные отряды были сконцентрированы в горнодобывающей и обрабатывающей промышленности, на транспорте и в строительстве.

Значительно укрепились позиции прогрессивных профсоюзов. 6 млн. организованных рабочих 18 латиноамериканских стран объединяла Конфедерация трудящихся Латинской Америки (КТЛА), поднимавшая трудящиеся массы на борьбу против внутренней реакции и американского империализма. Широкая волна забастовочного движения охватила в 1946–1949 гг. такие страны, как Аргентина, Бразилия, Чили, Мексика, Куба, Венесуэла, Перу. В Колумбии стачечная борьба пролетариата совпала с массовым