Литвек - электронная библиотека >> Том Торк >> Публицистика и др. >> Жизнь в позднем СССР >> страница 2
уроках, мы бегали в этот магазин немецкий и покупали там, как мармеладные такие змейки. Они стоили копейки. И что меня удивило: немецкие продавцы были очень честные: если ты забыл взять сдачу и пришёл на следующий день в этот магазин, то сдача лежала на прилавке, она (продавщица) тебя запоминала и говорила: «эти ваши деньги заберите». Вот это нам очень нравилось, мы были удивлены просто, в России бы такое не допустили бы (смеётся).

И: Там (в ГДР), получается, строили что-то вроде Советского Союза?

Валерий: ГДР строили по схеме Советского Союза, такая же структура была, такая же была дружба народов. В Германии тоже всякие народы жили. Как получилась Германия? Когда Венгры, Австрийцы объединились в племена и создали Германию. Там жили всякие народности так же, как и у нас. Ну, может, в меньшем, конечно, разнообразии. Ну, все говорили на немецком языке.

В школе у нас помещение было небольшое: три ряда, в первом сидели первоклассники, во втором — второклассники, в третьем — третьеклассники. И одна была учительница, которая ходила по рядам, давала задания этим, спрашивала этих; мы слушали друг друга, что-то перенимали и, в общем, таким образом, учились. Эта школа находилась на территории военного городка, это как вольнонаёмные были люди, учителя. Так мы жили в Германии.

И: Военный городок — это что за место? Что там делают?

Валерий: Это место дислокации воинской части. Там были дома для членов семей, были казармы для военнослужащих, для солдат срочной службы. Были ангары с техникой, учебные полигоны. В общем, это была полноценная, как это сегодня называется, база. Как бы Американские базы, это была Советская база на территории Германии. Таких баз было много по всей территории Германии и Западной Европы, они были и в Венгрии, и в Польше, и в Чехословакии. И всего на территории Западной Европы, которая была в нашем ведомстве России (СССР), в зоне влияния было 20000 танков — это было колоссальное вооружение, никто бы не дёрнулся, мы были спокойны и жили спокойно, всё было нормально. Когда разделили Германию на Западную и Восточную, конечно, были разделённые семьи; из Восточной Германии бежали в Западную, воссоединялись, думали, что там, может быть, лучше. После этого построили Германскую стену3, люди со стены прыгали, разбивались, стену охраняли и стреляли в них. Ну, короче, людей угомонили, и как-то они приспособились, жили вот так вот.

Но жили очень хорошо. Мы просто удивлялись насколько высокий жизненный уровень.

А развалины я видел в Берлине. Мы ездили на экскурсию в Берлин, и там мы видели развалины Рейхстага, главного административного здания Германии, где сидел Гитлер, откуда он вёл всё его правительство. Оно было разрушено, как было после войны, так и осталось, как памятник исторический. Ну, конечно, когда началась перестройка, вывели войска, его восстановили полностью. А я застал, и у меня даже есть фотография, где я сфотографирован на фоне этого Рейхстага; других развалин я нигде не видел, везде благоденствие, красота, мир, спокойствие, изобилие одежды, обуви, продуктов. Это было, видимо, то, к чему стремился Советский Союз, это был коммунизм, уже построенный в Германии. У всех была очень хорошая зарплата, офицеры приезжали потом, лет через пять уезжали из Германии, они были богатыми, у них было всё. И зарплата была хорошая, и кормёжка была бесплатная в офицерских столовых, хочешь готовь сам, хочешь — пошёл, покушал. Все деньги были у тебя, все были обуты, одеты. Уезжали, у всех были, значит, большие чемоданы, назывались «Великая Германия», всё вывозили: сервизы красивые, ковры, одежду, обувь, нитки, мулине — всё это было дефицит, всё привозили. Короче, мы побывали в коммунизме.

И: Зачем и почему в перестройку сдали ГДР?

Валерий: Горбачёв — предатель. Он хотел понравиться Американцам и вообще, скорее всего, был ихним агентом. Хотел понравиться, хотел дружить с ними, мир-дружба-жвачка. Как шаг доброй воли, добровольно он дал такое предложение воссоединить Германию и вывести все наши войска из Западной Европы, это его инициатива. Людей выводили экстренно: в чистое поле в снежную зиму в палатках члены семей жили там, дети маленькие — это было ужасно, что натворил Горбачёв. И они (Американцы) дали слово, что расширение НАТО не будет, всё как есть, так и останется. И тут же стали все эти страны, из которых армия наша вышла, принимать в состав НАТО и строить, как говорится, капитализм.

У немцев было объединение на условиях создания мира, которое существовало в Западной Германии. И до сих пор Западные и Восточные немцы живут очень недружно, они ненавидят друг друга. Восточные немцы помнят, как они жили, жили в мире, дружбе, спокойствии. Что было на Западе? Как обычно: наркомания, проституция, бандитизм — этого в ГДР не было. И когда они принимали уже на работу, когда расформировали все структуры, приходит (например) шофёр — «Кем ты работал в ГДР?», — «Ну, возил начальника», — «Всё, ты теперь будешь возить дерьмо, будешь ассенизатором». Вот как они делали. На самую такую вот работу неквалифицированную, уборщиками, они их унижали, оскорбляли Восточных немцев, это была трагедия, которую совершил Михаил Сергеевич Горбачёв. По сути своей, безмозглый предатель, предатель России, Советского Союза, предатель своей Родины, предатель всех интересов. Сколько потом было шахт с ракетами залито цементом, сколько загубили баллистических ракет, в том числе и «Искандеры». Всё это он хотел понравиться Западу и дружить с Западом. Но он не знал, что Запад коварен. Мы ему не нужны. (Западу) Нужно поработить Россию, сделать её источником ресурсов, только и всего лишь, никакой дружбы они не подразумевали. Но этот «командёр» как был, так «командёром» и остался.

Потом отца перевели на службу на Украину. В начале город Староконстантинов Хмельницкой области. Месяца через три перевели в город Гайсин Винницкой области. Тоже мне там очень понравилось: природа, климат, растительность, акация цветёт, вишня в феврале уже цветёт. По дороге в школу мы собирали грецкие орехи, они падали с огромных деревьев, мы их раздербанивали, там был такой сок, кушали, и руки все были чёрные от этого, но ели бесплатно все эти грецкие орехи. Да и так продавали их за копейки, продавали мешками, мы покупали их на зиму. Всё там было, всё на Украине в то время. Тоже, можно сказать, жили, как при коммунизме. Потому что правительство, чтоб не было недовольства, больше ресурсов вводила в те республики, которые граничили с Россией: Украина на первом месте, Кавказские республики, Армения, Грузия, Азербайджан, Средняя Азия и особенно Прибалтика — все деньги туда. Они как бы воссоединёнными были с нами, чтобы они не обижались, им всё давали и