Литвек - электронная библиотека >> Андрей Тихомиров и др. >> Историческая проза >> Возникновение армий и вооруженных сил >> страница 3
дальнейшему росту производства военной техники. Особое влияние на прогресс военной техники оказывало появление и развитие таких отраслей промышленности, как электротехническая, нефтяная, качественных сталей, автомобильная, целлюлозная, авиационная, станкостроения, машиностроения, химического производства, а также развитие железнодорожного транспорта и технических средств связи. Это позволило обеспечить массовые сухопутные армии новыми видами вооружения, расширить строительство многочисленных морских флотов и начать производство боевых самолетов. Установленные сокращённые сроки службы в кадровых армиях до 2–3 и во флоте до 5 лет дали возможность охватить военным обучением в мирное время значительное количество военнообязанных. К началу первой мировой войны 1914–1918 гг. из всех военнообязанных обучение в мирное время прошли: во Франции 58 %, в Германии 43 %, в России 30 %, что позволяло при мобилизации увеличить численность вооруженных сил мирного времени в 4–5 раз» (Большая Советская энциклопедия, Москва, Государственное научное издательство "Большая Советская энциклопедия", 2-е издание, главный редактор Б.А. Введенский, том 9, 1951, с. 83).

Вооруженные силы в эпоху империализма носят резко выраженный классовый характер как по назначению, так и по принципам комплектования. Комплектование капиталистических армий солдатами из трудящихся, которым приходится воевать за чуждые им интересы эксплуататорских классов, связано с глубокими политическими противоречиями.

Необходимость в огромной армии для ведения империалистических войн и боязнь правящих кругов капиталистических стран вооружать многомиллионные массы народа приводят к глубокому и неразрешимому кризису военной системы капитализма. Серьёзные признаки кризиса военной системы капитализма обнаружились в царской России еще во время русско-японской войны 1904–1905 гг. и в период первой русской революции 1905–1907 гг. Этот кризис получил выражение в массовых революционных выступлениях солдат и матросов царской армии и военно-морского флота, не желавших воевать за чуждые им интересы и участвовать в подавлении рабочего движения. К такому же кризису пришла царская армия в 1917 г., а германская в 1918 г. В состоянии, близком к кризису, находились вооруженные силы Франции, Англии и Австро-Венгрии в это время.

Готовя свои армии для войны против СССР, западные страны в период между двумя мировыми войнами принимали все меры к тому, чтобы сделать их послушным орудием для реакционной внутренней политики и надёжным средством для агрессии против социалистического государства. Боясь привлечения в вооруженные силы трудящихся масс, буржуазные военные идеологи предлагали теории, в которых говорилось об отказе от массовых армий и о возвращении к малым, профессиональным армиям (Фуллер, Сект, Зольдан, де Голль и др.) или к ведению молниеносной войны одной авиацией (Дуэ и др.). Англия и США после первой мировой войны вновь вернулись к профессиональным армиям, комплектуемым по найму. Во Франции в составе армий, комплектуемых по принципу всеобщей воинской повинности, профессионалы-сверхсрочники составляли более трети. В побеждённых странах — Германии, Австрии и других — была также установлена система профессиональных армий с длительными сроками службы. Но это не смогло разрешить глубоких противоречий военной системы капиталистических стран, заключающихся в том, что империалисты в период общего кризиса капитализма были не в состоянии обеспечить прочности тыла, являющегося важнейшим из постоянно действующих факторов, определяющих судьбу войны.

Опыт двух мировых войн показал, что империалисты вынуждены были вовлекать в войну многомиллионные массы народов, отношение которых к целям войны получает решающее значение, так как определяет моральный дух вооруженных сил. Рост численности вооруженных сил, начавшийся в конце 19 в., продолжался и в начале 20 в. В 1898 г. вооруженные силы в каждой из главнейших западных капиталистических держав (Германия, Франция) в мирное время составляли 400–600 тыс. чел. Перед первой мировой войной в 1914 г. они увеличились до 500–800 тыс. чел., а перед второй мировой войной в 1939 г. достигли, например, в Германии 1300 тыс. чел. Дореволюционная Россия в 1898 г. имела численность сухопутной армии мирного времени 660 тыс. чел., а в 1914 г. — 1360 тыс. чел. В начале первой мировой войны численность сухопутных сил каждой из главнейших европейских стран (Германия, Россия, Франция) превысила 4 млн. чел., а к концу войны в России и Германии достигла уже свыше 8 млн. чел.

Во второй мировой войне численность сухопутных сил каждой из капиталистических держав (Германия, Англия, США) превышала 5 млн. человек, а к концу войны в одной Германии достигала свыше 9 млн. человек.

Формы организации армий, роды и виды войск приспособляются обычно к формам и способам ведения войны. Поскольку последние изменяются в зависимости от экономических условий и развития производства, то в связи с появлением новых технических средств борьбы возникает новый вид вооружённых сил (авиация), меняется значение и роль каждого старого рода войск сухопутной армии и возникают новые роды и виды войск.

До машинного периода войн в армиях было только три рода войск: пехота, конница, артиллерия и в зародышевом виде существовали инженерные войска, включавшие ко времени первой мировой войны слабо развитые части связи, авиацию, воздухоплавательные части и др.

В ходе первой мировой войны, вследствие бурного роста военной техники, усложнялись формы вооружённой борьбы и наряду с развитием старых родов войск (пехоты и артиллерии) появились новые: бронетанковые, противовоздушной обороны, химические, связи, автомобильные, дорожные и другие, обеспечившие боевую деятельность основных родов войск.

Дальнейшее развитие вооруженных сил

До 19 века все силы государства, не превышавшие 200 тыс. человек, составляли одну действующую армию, развёртывающуюся перед сражением на тесном пространстве, измеряемом немногими километрами. Даже более многочисленная армия Наполеона I в таких генеральных сражениях, как сражения под Иеной 1800 г., Ваграмом 1809 г., Бородином 1812 г., не подразделялась на отдельные армии как оперативные объединения.

Непрерывный рост состава вооружённых сил в 19 в., вызнанный новыми буржуазными общественными отношениями и возросшими экономическими возможностями, создавшимися на основе развития капитализма, привёл к расширению масштабов войн (кампаний и операции). Бурное развитие науки и техники привело к невиданной гонке вооружений, к бурному развитию вооружения и военной техники всех видов. Рост