Литвек - электронная библиотека >> Дмитрий Николаевич Бородин (Неизвестный автор) >> Социология >> Алкоголизм и самоубийство >> страница 2
обнаруживается другими расстройствами организма (82 из 520). Вообще, страсть к вину может унизить человека до невероятности. Гибельное действие спиртных напитков наблюдается ежедневно. Некоторые болезни, повидимому, также бывают причиной непреодолимой страсти к вину. Иногда больные пьют чтобы забыть о своем страдании (82 из 520).

Алкоголики в деле самоуничтожения обнаруживают иногда необыкновенную энергию и после неудачной попытки повторяют ее в другой, иногда в третий раз.

Из данных о личности самоубийц известно, что самоубийство значительно чаще среди мужчин, чем среди женщин, и что тенденция к самоубийству растет вместе с летами и достигает максимума в период 55—70 лет. Самоубийство, вообще, преобладает среди холостых, а также разведенных, слабее же всего среди состоящих в браке.

В самоубийстве женщин алкоголизм не играет такой роли, но самоуничтожение все же происходит на почве патологической наследственности и дегенерации. Большая часть попыток на самоубийство у женщин —  неудачны, и не редко возникает вопрос — было ли здесь серьезное намерение или одна комедия. Особенно склонны к таким комедиям истерички; они проглотят несколько спичек, но рассыпят их около себя вдесятеро больше, или проглотят ложечку карболовой кислоты, а остальную часть разольют и, не заперев на ключ дверь, начинают стонать на весь дом, к таким выходкам особенно склонны проститутки.

Впрочем, в странах, где развод затруднен, и имущественная обособленность жены недостаточно ограждена законом, как у нас в крестьянской среде, зависимость жены от грубого, склонного к алкоголизму мужа, нередко должна приводить к печальному исходу. В городах, в особенности в больших, самоубийство развито в колоссальных размерах. В Берлине-свыше 300 самоубийств на 1 миллион жителей, а в провинциях —  только 150, в Париже и Вене — свыше 400, в Петербурге — около 200, в остальной же России — только 30. Лондон представляет исключение. Он имеет наименьшее относительное число самоубийц из всех европейских столиц. На 1 миллион — не более 100 самоубийств. Наиболее сильный подъем числа самоубийств замечается во Франции. Так, в 1840—60 гг. на 1 миллион населения приходилось 98 самоубийств, а в 1891 — 96 гг. — 241, в 2½ раза более. В Пруссии в 1840—60 гг, — 116, в 1885— 88 гг. — 204, в Англии за 1856—60 гг. — 65, в 1891 — 96 гг, — 87.

Вообще самоубийства на Западе вдвое, втрое, а местами — например в Саксонии — вдесятеро чаще, чем в России. У нас больше всего самоубийств в культурных губерниях: Петербурской и Московской (около ста на миллион) и меньше всего — в Закавказье, с его поражающею цифрою убийств. Бессарабия занимает среднее место — 37 на миллион в год.

В Европе ежегодно совершается около 25 тысяч самоубийств, и несравненно больше покушений на них. Цифра самоубийств местами прогрессирует с ужасающей быстротой; сообразно с ростом культуры и развитием городской жизни. Во Франции в последние десятилетия число самоубийств почти утроилось (с 98 до 250-ти); в Петербурге — тоже.

Самый громадный процент самоубийств дают войска. В Австрии, например, приходится 1.209 самоубийств на миллион постоянного войска, тогда как в гражданском быту они составляют лишь 270. И здесь как-будто проглядывает тот же закон: люди дрессируются для убийства и, не находя приложения для своих убийственных сил, ищут им выхода на самих себя. Среди самоубийств — огромное преобладание мужчин: их впятеро больше, чем женщин. Лишают себя жизни и дети: в период 1869—1878 гг. в Петербурге и Москве покончили с собой 97 детей в возрасте 8 — 16 лет. Число детских самоубийств увеличивается из года в год и огромное влияние на самоубийство детей оказывает порочная наследственность. Особенно резко сказывается влияние наследственности при алкоголизме родителей1.

Алкоголь, как известно, является одним из самых сильных ядов нашей нервной системы. Под его влиянием человек вырождается: утрачивает свои лучшие умственные и нравственные качества, делается грубым, циничным, тупым. Его нервная система приходит, выражаясь научно, в состояние „раздражительной слабости", которую он и передает своему потомству. Дети пьяниц являются на свет слабыми, болезненными, с зачатками всевозможных психических и нервных расстройств. Большинство из них, страдающих врожденным идиотизмом и тупоумием, обязано этим своим родителям-алкоголикам. В самое последнее время врач Бетеман доказал, что пьяница передает порочную организацию своему потомству даже в то время, когда в нем самом никаких отклонений от нормы, повидимому, еще не замечается. В настоящее время большинство самоубийств совершается взрослыми под влиянием алкоголя. Значение последнего в этом отношении до того велико, что можно смело сказать, что чем распространеннее в какой либо местности употребление спиртных напитков, тем более часты там и случаи самоубийств. И вот это-то предрасположение к самоубийству, эту „monomanie homicide-suicide", как выражаются французы, дети пьяниц роковым образом наследуют от своих родителей.

По вероисповеданию католики меньше склонны к самоубийству, чем протестанты. Православные меньше, чем католики и раскольники. Евреи же — меньше всех. По временам года больше всего самоубийств совершается в длинные летние дни — в июне. Меньше всего — в короткие декабрьские дни. Лишают себя жизни чаще днем, чем ночью.

У нас за 1890—94 гг. на 1 миллион населения в 50-ти губерниях европейской России приходится только 32 самоубийства, в Царстве Польском еще меньше — 23. Абсолютное число самоубийств у нас возрастает: в 1870 — 74 гг. в 50 губерниях в среднем — 1,723 самоубийства, в 1890—94 гг. — 2,871 самоубийство. Исключительное явление представляет Норвегия, где самоубийство в течении долгого уже времени уменьшается. Это явление находится в полной зависимости от силы распространения алкоголизма в стране. Алкоголизм, несомненно, во многих случаях, особенно в беднейших классах населения, приводит к психическим заболеваниям и к лишению себя жизни. В Норвегии же давно ведется энергичная борьба с алкоголизмом и Готенборгская система продажи спиртных напитков сослужила хорошую службу стране.

Приводим цифры, показывающие постепенное падение алкоголизма и самоубийств в Норвегии.

Среднее число литров потребленного алкоголя на 1 жителя в 1854 — 60 гг. — 3,4; 1861 — 70 гг. — 2,8; 1871 — 80 гг.—3,4; 1881—90 гг.—2,2.

Среднее число самоубийств на 1 миллион жителей в 1854 — 60 гг. — 101; 1861 — 70 гг. — 85; 1871 — 80 гг. — 70; 1881 — 90 гг,— 67.

Таким образом, хотя ученые и врачи стремятся объяснить самоубийства целым рядом специальных, экономических и органических причин, но в то же время, бесспорным представляется, что алкоголизм является одним из самых деятельных факторов,