Литвек - электронная библиотека >> Симеон Метафраст (преподобный) >> Религия и духовность: прочее и др. >> Книга, называемая Раем >> страница 145
Дивясь премудрости его слов и обняв его, философы ушли, признавшись, что получили великую пользу.

Слух об Антонии дошел и до царей. Царь Константин Великий и его сыновья Констант и Констанций написал ему письма, прося ответить им, как отца чадам. Он же нисколько не стал тщеславиться, что ему написали цари, но со всяким смирением дал им душеполезные и спасительные советы, чтобы они не возносились нынешней славой, но помнили о будущем воздаянии, и что один лишь Христос — Истинный и Вечный Царь, Которому и земные цари должны подражать в человеколюбии, заботе о нищих и справедливом суде. Получив послания святого, цари обрадовались. Был Антоний любим и уважаем всеми, поэтому его многие и просили стать их отцом и наставником.

Было преподобному девяносто лет, и он часто, размышляя про себя, говорил: «Есть ли другой какой монах во внутренней пустыне?» Однажды ночью, когда он так размышлял, к нему пришел Ангел Господень и сказал: «Ступай быстрее, Антоний, во внутреннюю пустыню, и найдешь авву Павла, который добродетельнее тебя, и получишь от него великую пользу». Услышав это, великий Антоний не стал медлить, но, презрев болезнь, старость, дальность пути и прочие препоны, как только рассвело, тронулся в путь. Целый день, проведенный в пути, его жестоко опаляло солнце, но, надеясь на Господа, что Тот ему покажет одушевленное сокровище, он не думал о трудностях. Идя по дороге, он увидел некое животное, которое у поэтов называется кентавром: от головы до пояса человек, а от пояса до низа — конь. Ничуть не смутившись от этого необычного зрелища, но, сотворив знамение Честного Креста, Антоний спросил его: «Скажи мне, где живет раб Божий Павел?» Кентавр показал ему дорогу правой рукой, одновременно объясняя сбивчивым и нечленораздельным голосом, куда идти. Изумившись, преподобный пошел указанным путем. Не знаем, от лукавого ли было это видение, чтобы сбить святого с пути, или на самом деле это был кентавр, как баснословят еллины, но Бог послал именно его показать дорогу своему рабу. Проходя по одной долине, преподобный снова увидел странное зрелище: маленького человечка, как обезьяну, у которого на голове были рожки, а ноги — как у козы. Поэты называют таких сатирами. Увидев сатира, святой удивился и спросил, кто он такой. И тот отвечал: «Я смертный человек и обитаю в этой пустыне, называюсь сатиром, одним из тех, кому обольщенные еллины безумно поклоняются, как богам. Я пришел к тебе, чтобы от имени всего нашего народа попросить помолиться о нас общему Владыке. Ибо мы знаем, что для спасения и преображения мира Он с Небес сошел на землю». Удивляясь этому и радуясь о славе Христовой, блаженный Антоний двинулся в путь. Ударив по земле своим посохом, он сказал: «Горе тебе, Александрия, ты, которая вместо Истинного Своего Владыки и Творца поклоняешься смертным творениям. Горе тебе, блудница, какой ответ ты дашь в час суда? Ибо и звери, которых ты почитаешь, исповедуют Христа Истинным Богом, а ты, безумная, несмысленно поклоняешься тварям».

Пусть никто не подумает, что мы передаем басни и ложь, но знайте, что во времена Константина Великого ему в Александрию привели животное, подобное тому, о котором мы рассказали. И все горожане видели это странное существо. После того как оно умерло, его обработали смирной и хранили затем много лет.

Но возвращаемся к нашему рассказу. Имея сильное желание найти того, кого искал, Антоний с усердием шел три дня, но находил только следы животных. Однако, надеясь на Бога, он ничего не боялся, молясь Ему, чтобы привел к искомой цели. На третий день преподобный увидел льва, который поспешно стал забираться на гору. Поняв, что Бог услышал его, Антоний последовал за животным и пришел к пещере. Тогда лев вошел в нее, а преподобный остался на улице. Внимательно посмотрев на одну часть пещеры, на другую, он увидел слабый свет. Отложив всякий страх и робость ради любви, он устремился внутрь нее, но от спешки споткнулся о камень и ударил ногу. Услышав удар, бывший внутри закрыл дверь. Но Антоний, стоя снаружи, стал просить его, говоря: «Молю тебя, ради Господа, открой мне, чтобы я увидел твой честной лик». Желая его испытать, подвижник не открыл. Тогда, не в силах далее стоять от трудов пути, Антоний упал на землю и лежа молился шесть часов. Видя, что заходит солнце, он стал проситься впустить его внутрь. Хозяин пещеры спросил, кто он такой, откуда пришел и чего ищет. Спросил он это испытывая терпение Антония, потому что и так все знал. И отвечал Антоний, рассказав всю правду, а напоследок добавил: «Знай, человек Божий, что я недостоин тебя видеть и разговаривать с тобой, но знай также, что я не уйду отсюда, если не увижу тебя и не услышу сладчайшие твои речи. Поэтому я, немощный старик, шел сюда не считаясь ни с трудностями пути, ни с мучениями, ни зверей не страшась. О, тезоименитый подражатель сосуда избранного, Павел Преблаженный, ты, который радушно принимаешь диких зверей, а человека, по образу Божию сотворенного, хотя и недостойного грешника, отвращаешься? Неужели ты не удостоишь меня беседы с тобой, чтобы мы возрадовались духом? Горе мне, несчастному, как противоположно тому, что ожидал я, совершились на мне Божественные слова!.. Прошу — и не получаю, ищу — и не нахожу, стучу — и не отворяют. Но я не уйду отсюда до тех пор, пока ты мне не откроешь. А если я умру перед твоей дверью, то мертвый буду безмолвно обличать твою жестокость».

Книга, называемая Раем. Иллюстрация № 37

Поняв, что Бог услышал его, преподобный Антоний последовал за львом и пришел к пещере


Когда Антоний со слезами сказал все это, Павел радостно ответил ему: «Кто ищет — не страшится, и кто обвиняет — не плачет». Тогда открыв дверь, он с любовью принял Антония, говоря: «Добро пожаловать, брат и соработник Антоний». Так они приветствовали друг друга, поцеловав святым лобзанием, и, беседуя о вещах Божественных, духовно радовались и веселились. Затем Павел сказал Антонию: «Для чего ты, брат, предпринял такой трудный путь, чтобы увидеть ветхого и негодного старца, который скоро скончается? Мы научены божественным Павлом, что любовь все покрывает, поэтому ясно, что и тебя она укрепила и привела к нам. Прошу тебя, скажи мне, как живут города и царства, воюют между собой или пребывают в мире? А прежде всего, поведай мне, пребывают ли правители и начальники до сих пор в идолопоклонстве?». И Антоний подробно рассказал ему обо всем. Беседуя так, святые вдруг увидели на ветке ворона, с чистым хлебцем в клюве. Слетев с дерева, он положил хлебец посреди них. Антоний удивился этому чуду, а преподобный Павел сказал ему: «Поистине, брат Антоний, весьма человеколюбив и милостив Господь, подавая семя сеющему, и