Литвек - электронная библиотека >> Юрий Александрович Погудин >> Архитектура и скульптура и др. >> Манифест диалектической архитектуры

Юрий Погудин Манифест диалектической архитектуры

1. Архитектура в истории преодолела огромный путь и выходит на новые рубежи. XXI век ознаменован цунами архитектурных форм — столь многообразных, что стало крайне трудно отличить прекрасное от эффектного, благородное — от интересного. Уже в истоках современной архитектуры — век назад — это привело к девальвации понятия красоты. Но по смыслу своему, это понятие не исчезло. Не называя красоту красотою, каждый современный художник/дизайнер/архитектор ищет форму и осмысленную, и прекрасную — в соответствии со своим творческим кредо.

2. Современный мир в очередной раз раздирают духовные и территориальные противоречия. Духовная идентичность народов и цивилизаций не является и не должна быть единообразным монолитом. Как у каждого человека есть свой жизненный путь — его судьба, так есть собственная судьба у каждого народа и у каждой страны.

3. Искусство и архитектура — те сферы творчества, где разные по мировоззрению люди могут быть едины в понимании и чувстве красоты и прекрасного.

4. Многим прежним творческим и архитектурным манифестам свойственен негативизм — как отрицание предшествующего крупного стиля. Так, модернизм обесценивает классику (оставаясь связанным с нею в чувстве пропорций), а параметризм — модернизм. Диалектическая архитектура рассматривает историю форм и стоящих за ними смыслов как борьбу и единство противоположностей. В достижении такого единства ключевой категорией становится синтез.

5. В определении критериев новой архитектурной красоты мы можем опираться на теорию диалектического синтеза противоположностей. Диалектический синтез есть не только общеизвестный синтез искусств. Это есть прямой формообразующий синтез противоположностей всего художественного диапазона инструментария творца-архитектора, данный как вещественно-геометрическое становление архитектурной композиции в выразительной форме целесообразного пространства.

6. Принцип синтеза как принцип порождения новых категорий из разных и противоположных явлений и свойств может быть взят архитекторами-практиками в арсенал средств поиска новых выразительных композиций. Диалектический метод имеет потенциал стать ключевым в будущей разработке общей и прикладной теорий творчества и композиции. Архитектура на этом пути — мощный источник вдохновения и созидания.

7. Теоретическая задача диалектической архитектуры — выявить закономерности формообразования на протяжении всей истории архитектуры с точки зрения расщепления и синтеза смысло- и формообразующих идей, и применить эти результаты для нового творческого шага.

8. Практическая задача диалектической архитектуры — уход от только стихийного, только спонтанного и только интуитивного формирования архитектурной композиции, и синергия стихийного и рационального — для достижения баланса и гармонии.

9. Любая категория геометрии, начиная с точки, одновременно является и отвлечённо — математическим понятием, и словесно — логическим, и наглядно — визуальным. Если наглядный образ восьмигранника есть некоторое соединение образов квадрата и круга, то это одновременно прекрасно в обеих отношениях — и логическом, и визуальном. Если диалектическое построение являет движение категорий и красоту в их смыслообразовании, то и наглядная и вещественная геометрия будут слепком, отражением и выражением этого движения и этой красоты. Геометрическое понятие становится точкой пересечения логики и эстетики.

10. Если на логико — геометрическом уровне мы диалектически сочетаем понятия, и наш ум воспринимает эту связь как логичную, цельную и потому прекрасную, то и на визуально — геометрическом и вещественно — архитектурном уровне она будет в художественном отношении логичной, цельной и прекрасной.

11. Геометрическая архитектурная форма способна выражать конкретно — мифологические и абстрактно — вербальные смыслы, внутренние энергии и события души человека. Объемно — пространственные формы могут быть выразительными изваяниями словесно — эмоциональных, умно — сердечных смысловых полаганий человека.

12. Диалектический принцип архитектурной композиции — не из однотипного созидать разное, а из разного и противоположного — созидать цельное. Композиция тогда становится не преодолением однообразия стандартизации, а полнотой сопряжения (синтеза) разнородных форм в единораздельное целое.

13. Метод архитектурного формообразования на основе диалектической триады обеспечивает связь частей композиции в логическое целое, осознанно или неосознанно считываемое на визуальном уровне как особая системность и выразительность формы. Спонтанная формообразующая стихия, структурированная контрапунктом диалектической логики, выходит на уровень логически выстроенной выразительной объемно — пространственной формы.

14. Вербально — ассоциативный метод инициирует пробуждение активной формообразующей фантазии. Порожденные ею первичные образы, структурируемые архитектурно — диалектическим методом, становятся источником генерации принципиально новых композиционных объемно — пространственных решений.

15. Архитектурная форма есть структурно — пластическая цельность, явленная в конкретном фигурном образе внешнего объема и внутреннего пространства.

16. Приоритетным направлением развития архитектуры становится не техника и технический прогресс, а социология и благополучие человека. Воздействие архитектуры на общество в целом и на отдельного человека, на поведение и настроение, на дух и волю — и обратно, антропо-социальное воздействие на архитектуру — первоочередные направления для теоретического и практического поиска.

17. Цель диалектической архитектуры — сохранение, умножение и создание новой красоты, рождающейся на стыках конструктивных формообразующих оппозиций и в согласии с идеалами золотой меры классики.

18. Диалектическая архитектурная композиция построена не на отрицании или восхвалении старого или нового, а на стремлении к синтетическому знанию, к максимальному охвату всех формообразующих возможностей и их структуризации.

19. Внутренний синтез принципов классической и современной архитектур создаст новую архитектуру — в равной мере и преемственную, и новаторскую.

20. Архитектура не должна стать рабыней технологий, программирования и искусственного интеллекта. Архитектура творится духом — в единстве ума, сердца и опыта.

21. Наша душа, наше сердце с доступным нам чувством красоты и воображение — вот та среда, внутри которой совершается