Литвек - электронная библиотека >> Ханна Нюборг Стёстад >> Биология >> Волшебная эволюция

Ханна Нюборг Стёстад
Волшебная эволюция Зачем рыбы взбираются по водопадам, а пауки танцуют

Волшебная эволюция. Иллюстрация № 1
Волшебная эволюция. Иллюстрация № 2Волшебная эволюция. Иллюстрация № 3
Hanna Nyborg Støstad
EVENTYRLIG EVOLUSJON
Hvorfor fisker klatrer і fosser og flaggermus gir blod

Рецензия

Книга Ханны Нюборг Стёстад — об эволюции животных. Разумеется, это далеко не первая книга на подобную тему. Но теория эволюции интересна тем, что со времен выхода основополагающего труда Чарльза Дарвина она продолжает оставаться актуальной областью научного поиска. Неудивительно, что и научно-популярных книг тоже написано немало.

В тридцатые годы XX века стремительно развивающаяся генетика дала теории Дарвина материальную базу. Мы поняли не только как появляются и исчезают виды животных, но и как именно это может произойти. Хотя бы в общих чертах, — на многие вопросы точного ответа по-прежнему нет. С тех пор эволюционная биология становится все более широкой междисциплинарной областью. Самые разные отрасли биологии вносят свой вклад в это направление. Тут и традиционные описательные дисциплины, такие как орнитология, энтомология и другие разделы зоологии и ботаники, и экология, позволяющая лучше разобраться во взаимодействии организмов с окружающей средой, и этология, изучающая поведение. Современные направления молекулярной биологии, помогающие понять, как гены реализуются в реальном живом организме, внесли колоссальный вклад в построение теории и довольно сильно поменяли картину, но не отменили всех прочих наук.

И книга «Волшебная эволюция» раскрывается перед читателем похожим образом. Здесь нет строгой теории — необходимые для понимания основы можно найти в любом школьном учебнике. Это скорее сборник историй, примеров, показывающих, как происходит эволюция в природе. Здесь не так много однозначных ответов, и если ответ неизвестен, автор Ханна Стёстад в этом честно признается. Думаю, книга учит ставить вопросы. А в науке это, пожалуй, самое главное.

Читателю предстоит разобраться, как в ходе эволюции — нецеленаправленного, в сущности, процесса — могли появиться высокоорганизованные организмы, изощренные формы поведения, сложнейшие сообщества животных одного вида (такие, как муравейник) и теснейшие связи между представителями разных видов (как между раком-отшельником и актинией). Ответ дается на основе конкретных примеров: жизнь тех или иных животных рассматривается с точки зрения эволюции.

В первой части книги автор рассказывает о приспособленности животного к среде обитания. Это означает: выживает самый приспособленный? Как эта приспособленность может выглядеть? Всегда ли это — самый сильный? Почему слепнут подземные рыбы, лемуры прыгают хуже, чем могли бы, а птицы и бабочки не улетают в теплые края навсегда? Ханна Стёстад подбирает интереснейшие (и надо сказать, довольно оригинальные, неизбитые) примеры различных способов адаптироваться к среде и показывает ограничения, стоящие перед любым живым организмом: ресурсы всегда ограниченны, невозможно стать успешным сразу во всех областях. В некоторых случаях приспособиться — значит отказаться от чего-то. Здесь же обсуждается сложнейшая тема связи генов и поведения, для разнообразия — на самых классических объектах: березовой пяденице и дарвиновых вьюрках.

Вторая часть книги посвящена выращиванию потомства и половому отбору — одной из самых ярких тем в эволюционной биологии: брачные турниры и наряды, измены, насилие и забота о потомстве, снова множество интересных примеров и ссылок на актуальные исследования. Причем тема приспособленности опять рассмотрена с самых разных сторон: от особенностей поведения и облика до строения сперматозоидов.

В третьей части автор разбирает вопросы возникновения сложных сообществ и взаимоотношений между неродственными организмами. Откуда берется альтруизм, если каждый заинтересован в том, чтобы в первую очередь передать собственные гены? Как ядовитые животные приобретают яркую, предупреждающую окраску? Можно ли победить в гонке вооружений с помощью обмана? Как устраиваются в жизни паразиты и откуда берется симбиоз?

И последний раздел рассматривает пределы устойчивости этих сложных систем. В какой момент способность животных приспосабливаться дает сбой? К чему это приводит? И как на эту и без того сложнейшую систему взаимосвязей влияют люди? Актуальные темы воздействия человека на природу не оставили автора равнодушной, но раскрываются они также с точки зрения эволюции.

Книга показывает жизнь животных через призму эволюции. Муравьи-листорезы и лемуры, раки-щелкуны и летучие мыши — вампиры и множество других удивительных и знакомых нам животных проходят перед глазами читателя, и их истории сплетаются в единую, сложную и красивую картину эволюции живой природы.

Автор не остается на позиции отстраненного наблюдателя. Нет, все персонажи вызывают живую эмоциональную реакцию: кто-то восхищает, кто-то удивляет, кто-то даже пугает. И такой подход, как ни странно, делает сложные концепции проще и ближе читателю.

Книга написана легким языком, без избытка терминологии. В этом ее достоинство, она будет понятна и интересна широкому кругу читателей: школьникам, студентам, любителям живой природы. Но все-таки базовые представления (что такое эволюция, например) читателю лучше уже иметь. Впрочем, школьного учебника биологии для понимания книги будет достаточно. Простота и легкость изложения не делают книгу поверхностной — она содержит множество ссылок на самые современные исследования в разных областях эволюционной биологии. Даже список использованной литературы может оказаться очень интересным путеводителем по миру современной науки.

Маргарита Михайловна Атрощенко, заведующая отделом экологии и физиологии человека и животных Государственного биологического музея им. К. А. Тимирязева, кандидат биологических наук

Предисловие

Я всегда любила животных, но лишь когда начала изучать биологию, наконец осознала, насколько мало я знаю о причинах образа жизни и поведения животных. Чем дальше я углублялась в предмет, тем больше меня завораживала окружающая природа. Например, услыхав птичью трель, я пыталась предположить, почему эта птица поет именно так, а не иначе и что способствовало формированию этой трели. Взглянув на природу сквозь призму эволюции, я