Литвек - электронная библиотека >> Надежда Александровна Соболева >> Научно-популярная и научно-познавательная литература и др. >> Старинные гербы российских городов >> страница 2
появилась мысль о написании еще одного варианта книги с, таким изложением материала, которое сделало бы ее доступной для самого широкого и непосвященного читателя.

Тот, кто захочет глубже ознакомиться с проблемой, может воспользоваться списком литературы, использованной автором. Список помещен в конце книги. Ода написана на основе изучения многочисленных архивных фондов. Основные материалы автор почерпнул из Центрального государственного архива древних актов (ЦГАДА) и Центрального государственного военно-исторического архива (ЦГВИА) в Москве, Центрального государственного исторического архива СССР (ЦГИА СССР) и Отдела рукописей Государственной публичной библиотеки им. М. Е. Салтыкова-Щедрина (ГПБ) в Ленинграде. Чтобы избежать перегрузки текста книги, ссылки на архивные материалы приводятся только в таблице (см. гл. VII), где содержатся сведения о происхождении того или иного герба.

Читательские письма заставили автора более подробно рассказать о гербе в целом, подчеркнуть, что этот особый знак возник не «в глубокой древности», а в эпоху средневековья, во времена турниров и крестовых походов.

Много вопросов касалось происхождения той или иной эмблемы, в частности, интерес вызвала символика эмблем российского герба. Что они означали, когда появились? Читатель найдет ответ на подобные вопросы на страницах книги.

Городской герб служит историческим источником, в этом вряд ли кто сомневается. Но какую же информацию он несет? Нередко в популярной литературе или в прессе, в статье на тему о гербе города, можно встретить очень прямолинейное, если можно так выразиться, толкование эмблем. Например, в гербе изображен медведь или лось; делается вывод — в округе водились медведи, лоси. Изображена колонна — следовательно, была победа над врагом, в честь которой ее изобразили в гербе, и т. д.

Автор не согласен с категоричностью подобного толкования. Надо прежде всего хорошо себе представить, когда появилась эмблема, какую смысловую нагрузку она песет (нс забывать о символичности средневекового мышления!), кто ее рисовал или откуда срисовали, т. е. дифференцированно подходить к трактовке сюжетов гербов. Только тогда они могут быть восприняты как источник для исторического построения. Обычно все дореволюционные городские гербы называют старыми. В действительности это не совсем так. Термин «старый герб» появился в последней четверти XVIII в., когда началось массовое создание городских гербов. Те рисунки гербов, которые были уже известны к указанному времени Герольдмейстерской конторе, получали помету «старый герб». Их набралось примерно 100. Чтобы лучше ориентироваться в происхождении каждой из эмблем старого герба и се дальнейшей судьбе, автор свел все имеющиеся у него данные в таблицу.

Надеюсь, что книга поможет читателю выработать исторический взгляд на такой памятник прошлого, как городской герб, заставит его отказаться от искусственного «удревнения» многих российских городских гербов, а в конечном итоге будет способствовать его историческому отношению к старине.

Выражаю благодарность А. Ю. Рувинскому за помощь при подготовке рукописи к печати,

Глава I ЧТО ТАКОЕ ГОРОДСКОЙ ГЕРБ?

В заглавии только что открытой книги читатель увидел слово «герб». Понятие вроде бы знакомое… Спросим теперь у читателя: а что такое герб? Скорее всего, непосвященный человек ответит, что это — знак отличия. Но какой знак, о чем он свидетельствует, что от чего отличает, какую смысловую нагрузку несет, какова его художественная структура, наконец? Четкого ответа на эти вопросы, пожалуй, не дадут даже историки.

Герб ныне нередко именуется эмблемой, символом. Между данными терминами обычно ставится знак равенства. Интересно, что раньше различие меж ними существовало: авторы работ по геральдике, опубликованных в России XVIII в., противопоставляли герб эмблеме, эмблему — символу. В их понимании эмблема — условное изображение идеи в рисунке или пластике. Символ выражает ту же идею слонами и не является описанием эмблемы. Отличие герба от эмблемы они видели прежде всего в способе изображения: «Емблемы просто, а гербы в щитах, известное очертание имеющих, изображаются». Определение, отличающее эмблему от герба в его изобразительной, так сказать, конструкции, можно принять и сегодня. Герб, действительно, составлялся по особым (условным) правилам. Но есть и другой, более существенный момент: герб не может выбираться и меняться произвольно, как фабричное клеймо, торговая марка, фирменный знак — различного рода эмблемы. Рисунок герба чаще всего фиксируется законодательным актом. Таким образом, герб должен восприниматься как правовой знак.

Когда возникли гербы? Еще до нашей эры появляются в некоторых восточных государствах символические злаки, напоминающие позднейшие геральдические фигуры. При помощи одних подчеркивались могущество и сила власть имущих, другие олицетворяли то или иное божество. В Вавилоне, Персии, Египте, а затем в Греции и Риме подобными знаками украшали перстни, их рисовали на военных стягах, личном оружии. Владелец знака мог произвольно менять изображение, которое никаким правилам тогда еще не подчинялось.

Точную дату появления герба в нашем понимании этого слова назвать нельзя. Обычно считают, что впервые гербы нашли применение в крестовых походах XI–XIII вв., когда для лучшей военной ориентации крестоносцы частью своего снаряжения сделали изобразительные знаки. Нетрудно представить: закованный в броню рыцарь не мог быть узнанным даже товарищами по оружию, если на его щите или шлеме не было какого-либо условного знака — необходимого элемента экипировки. II самая организованная боевая дружина рисковала быть рассеянной неприятелем, если не имела в качестве сборного пункта хорошо известного всем цветного полотнища с изображением своего знака, в большинстве случаев знака предводителя отряда. К тому же грамотность в те времена была достоянием избранных, поэтому такие условные знаки воспринимались и запоминались гораздо легче, чем девизы или надписи. Да и по яркости красок, наглядности они были заметнее, особенно издали, на поле боя. Чаще всего отличительный знак помещался на рыт царском щите (отсюда щит — важнейший компонент герба). В целях лучшего распознавания на поле боя конфигурация знака предельно упрощалась; это были яркие линии, но-разному расположенные на щите (впоследствии так называемые геральдические фигуры), стилизованные (опять-таки для большей наглядности) изображения цветов, зверей, птиц и т. д.

С окончанием крестовых походов особые отличительные