Литвек - электронная библиотека >> Оксана Митяева >> Сказки для детей >> Старая лампа

Оксана Митяева Старая лампа

Жила-была в старом сарае ржавая, вся в паутине и никому ненужная лампа.

Она никогда не стояла в доме и не освещала комнаты, потому что была керосиновой лампой-путешественницей.

Каждый вечер постояльцы сарая просили её рассказать перед сном что-нибудь интересное из её жизни. Лампа с удовольствием делилась своими воспоминаниями.

Соседями керосиновой лампы были: закоптившийся чайник с отбитой эмалью; удочки со спутанной леской; сильно потёртый от времени патефон; масса пустых или частично заполненных пыльных бутылок; пластиковая выцветшая лейка; порванный сачок для ловли насекомых и много других забытых вещей.

— Как было бы здорово, если бы лампа могла хоть изредка освещать этот тёмный сарай, — вздыхая, сказал старый патефон.

— Чтобы порадовать всех светом, мне, как минимум, нужны две вещи…

— Да уж понятно, что без керосина и спичек ничего не выйдет, — перебил рассуждение лампы патефон. — Это я вслух мечтаю. Эх, сейчас бы, как в старые добрые времена, пластинки покрутить. Но у меня тоже не хватает как минимум двух вещей…

— …Иголки и пластинок! — подытожила лампа.

Жители сарая громко засмеялись.

— Тише вы! Чего расшумелись! — возмутилась мышь.

Мышь перебралась из дома в рядом стоящий сарай из-за хозяйского кота. В первую же ночь она до ужаса испугалась, когда услышала голоса. Прислушавшись, поняла, что это переговаривались между собой вещи, которые стояли на полках. Убедившись, что они ничего плохого ей не смогут сделать, решила остаться.

Мышь тоже любила послушать истории старой керосиновой лампы. Но, когда ей мешали спать, начинала ворчать.

— Завидую я вам, бездельникам! Ни забот, ни хлопот, целый день лясы точите, — причитала она, укладываясь на боковую среди бутылок.

— Что это? — Мышь стала принюхиваться к бутылке. — Керосин! Будь он неладен, только тёплое местечко нашла.

Жильцы сарая обрадовались и снова расшумелись.

— Чего разголосились? Ну, керосин. Тоже мне радость! От него только мерзкий запах. Невозможно рядом находиться, придётся другое место искать. Скорее бы наступила весна! — вздохнула мышь.

Лампа тут же вспомнила историю, которая произошла с ней зимой: «Однажды в семье хозяина заболел маленький сын. И он отправился за доктором в соседнюю деревню, взяв меня с собой. Путь лежал через лес. На обратном пути разыгралась метель. И только благодаря моему свету, мы не сбились с пути и благополучно добрались до дома. Доктор…»

— Всё, хватит болтать, мне надо поспать, валюсь с лап, — прервала рассказ мышь.

Она улеглась недалеко от лампы… В сарае наступила тишина. Вскоре мышь проснулась и отправилась к дому, где можно было поживиться чем-нибудь вкусненьким. Обычно она возвращалась под утро, но в этот раз вернулась рано.

— Еле лапы унесла из этого дома. Меня чуть не сожрал голодный кот. Человек лежит в кровати и не встаёт уже несколько дней. В доме холодно и нет ничего съестного. Это безобразие, я так долго не протяну. Где мне теперь брать еду? — возмущалась мышь.

— Вот беда! — огорчилась лампа. — Видно, хозяин заболел. Если ему не помочь — умрёт или от болезни, или от голода.

— А ты рассказывала, что у него сын был. Где он сейчас? — поинтересовался патефон.

— Уехал в город и давно не появлялся, — ответила лампа.

— Поссорились они, — продолжил чайник. — Я жил тогда в доме, на кухне, и слышал, как они часто ругались. А когда была жива хозяйка — в семье царили дружба и любовь. Она всегда меня чистила и наполняла свежей водой.

Вещи, перебивая друг друга, стали вспоминать о прежней счастливой жизни. Лейка рассказала, как она вместе с хозяйкой поливала в палисаднике красивые цветы. Сачок — как он в этом палисаднике с хозяйским сыном ловил бабочек. Удочки наперебой поведали, как они рыбачили по выходным, вместе с хозяином и его маленьким сыном.

— Надо что-то делать, взволновано сказала лампа, — отправить весточку сыну хозяина.

— И как ты себе это представляешь? — поинтересовалась мышь.

— Помните историю, которую я сегодня вам рассказала? Надо чтобы меня доставили в город. Увидев меня, хозяйский сын обязательно вспомнит ту ночь, когда его отец привёл в метель доктора и спас ему жизнь. Он обязательно придёт к нему на помощь.

— Интересно, это кто ж тебя доставит? — усмехнулась мышь.

— Я уверена, ты сможешь помочь в этом деле, — ответила старая лампа.

Мышь посмотрела на неё с таким удивлением, как будто первый раз её увидела.

— С чего ты вообще взяла, что я буду кому — то помогать?

— Возвращайся в дом и принеси спички. Потом помоги заправить меня керосином из той бутылки, — лампа указала на полку. — Дальше ты отправишься к филину, он живёт в лесочке недалеко от дома. Я каждую ночь слышу, как он ухает и хлопает своими сильными крыльями. Именно он и отнесет меня к сыну хозяина.

— Ты в своём уме? К кому я должна пойти? К филину? Он же меня слопает! Даже и не проси. Я принесу спички и заправлю тебя керосином. Но не более того. Мы ещё можем послушать пластинки, я нашла их в чемодане на самой верхней полке. Там ещё и иголки есть. Патефон, твоя мечта всё же может осуществиться.

Мышь юркнула в подпол. Вскоре она вернулась с коробком спичек. Ловко заправила лампу, зажгла в ней огонёк, поставила иголку и пластинку в патефон. Сарай наполнился мягким светом, зазвучала красивая мелодия. Но жители сарая не издали, ни звука.

— Чего вы не радуетесь? Вот вам свет, вот музыка! Мечты сбылись! — обиделась мышь.

— У нас теперь другая мечта, — ответил патефон. — В доме умрет человек, если мы ему не поможем. Сможешь ли ты жить спокойно, зная, что могла помочь, но не приложила к этому никаких усилий?

Мышь задумалась. В сарае было уютно, но ей почему-то стало очень грустно.

— Ладно, пойду к филину. Всё равно мне не пережить эту зиму. Запасы закончились, под снегом я ничего не найду. Прощайте, соседи, не поминайте лихом, — сказала мышь и поплелась к выходу.

Филина не пришлось долго искать. Увидев мышь, он сам к ней подлетел. Она поспешила рассказать ему историю до того, как он ею поужинает.

— Это — лесник, очень хороший человек. Я помогу ему. Но за мою помощь, ты поплатишься жизнью.

— Я согласна, — обреченно вздохнула мышь.

— Вот и отлично! Я съем тебя, когда вернусь из города. На твоё счастье, я уже сыт! Веди меня к сараю. Мышь проводила его к сараю. Он подхватил лампу, и они отправились в город.

Путь их был не близкий и сложный. Летели они над лесами, полями, над озёрами. Злая метель стояла на их пути. И вот когда силы стали покидать, показались огни города. Филин подлетел к дому, поставил лампу на