Литвек - электронная библиотека >> Владислав Зритнев >> Публицистика >> Код Кирандии

Владислав Зритнев Код Кирандии

Мы продолжали наш словесный поединок, в конце которого стало очевидно, что мы оба прекрасно знали об этих посланиях. «Почему же вы их не опубликовали?» – снова спросил я. Последовал решительный ответ: «Потому что мы подумали, что кому-нибудь вроде вас было бы интересно обнаружить все это самому».

М.Бейджент, Р.Ли, Г.Линкольн, «Священная загадка»

Введение. О чем пойдет речь

Оглядываясь в прошлое, можно сделать удивительные открытия. В обычной жизни лучше смотреть вперед, но в некоторых случаях ретроспектива позволяет взглянуть на привычные вещи под новым углом.

Компьютерная игра «Легенда Кирандии» появилась в 1992 году и для своего времени казалась настоящим шедевром. Впрочем, она хорошо смотрится и сегодня. Оценить ее смогут те, кто не обделен тонким вкусом и умеет получать удовольствие от винтажных вещей. «Легенда Кирандии» тщательно проработана, обладает запоминающимся стилем и хорошей музыкой. Эта игра стала одной из самых любимых для многих представителей моего поколения.

Я впервые познакомился с ней в 1998 году. И тогда считал, что это лишь увлекательная волшебная сказка. Много лет спустя я с изумлением обнаружил, что «Легенда Кирандии» – это нечто другое… Но обо всем по порядку.

В 1982 году вышла книга «Священная загадка»1, написанная Майклом Бейджентом, Ричардом Ли и Генри Линкольном. Авторы опирались на теории, которые за пятьдесят лет до этого разработал немецкий исследователь средневековья Отто Ран. В 1933 году им был опубликован труд «Крестовый поход против Грааля», обобщающий результаты его изучения древних легенд. Также авторы «Священной загадки» использовали в своей работе материалы так называемого «Секретного досье» (в настоящее время оно признано мистификацией) и книгу 1967 года «Проклятый клад Ренн-ле-Шато».

Если кратко обобщить идеи, высказанные на страницах «Священной загадки», то они таковы:

– со времен Первого Крестового похода действует тайное общество под названием «Приорат Сиона»;

– им создан Орден тамплиеров, выступавший в качестве военного подразделения общества;

– целью Приората Сиона является реставрация власти Меровингской династии, правившей в Раннем Средневековье;

– Святой Грааль – это Мария Магдалина и род монархов, который был произведён ей на свет – династия Меровингов;

– некоторые известные деятели искусств, в частности – Леонардо да Винчи, Никола Пуссен – зашифровали в своих работах разгадку тайны Грааля посредством символов;

– в конце XIX века священник Беранже Соньер в ходе реставрации древней церкви Ренн-ле-Шато нашел секретные документы, спрятанные в колонне храма. Обнаруженные им документы, предположительно, содержали сведения (генеалогические таблицы) о потомках Меровингов, имевших право претендовать на корону Франции.

В 1988 году итальянский писатель Умберто Эко в философском романе «Маятник Фуко», используя сатиру, развенчал поднятые в «Священной загадке» темы.

В 2003 году американский писатель Дэн Браун в книге «Код да Винчи», напротив, популяризировал их и попытался утверждать об истинности идей «Священной загадки».

Между этими двумя датами появилась компьютерная игра «Легенда Кирандии». Которая, на первый взгляд, не имела к истории о Меровингах никакого отношения…

Часть I. Семиотическая игра

Как уже было сказано, загадка Грааля оказывается связана с Ренн-ле-Шато – небольшой деревушкой, расположенной у подножия Пиренеев на юге Франции. Действие «Легенды Кирандии» происходит на сказочном острове, панорама которого возникает в первом кадре игры.

Где-то в окрестностях Ренн-ле-Шато – пик Бюгараш2:



Код Кирандии. Иллюстрация № 1

Где-то в Кирандии:



Код Кирандии. Иллюстрация № 2

Горная гряда имеет отчетливое сходство на обоих изображениях. Возможно, попытка искать параллели в данном случае оказывается слишком спорной. Но это далеко не единственное странное совпадение.

В начале игры главный герой, которого зовут Брэндон, приходит домой и обнаруживает своего деда обращенным в камень. Однако до этого дед успел оставить внуку заколдованное послание, прочесть которое можно только в Храме Кирандии. Следует упомянуть, что дом, где живет Брэндон, находится внутри дерева.

Внезапно дерево оживает и обращается к Брэндону. Тот, потрясенный, спрашивает у него: кто оно? И получает ответ:



Код Кирандии. Иллюстрация № 3

Брэндон недоумевает:



Код Кирандии. Иллюстрация № 4

Древо рассказывает:



Код Кирандии. Иллюстрация № 5

Затем дерево сообщает, что исправить это и противостоять злу должен Брэндон.

Когда Брэндон спрашивает, почему такая роль досталась именно ему, древо говорит, что он – избранный. Причем понять сказанное можно так, что Брэндон – избранный, потому что является внуком Каллака (это имя дедушки главного героя).



Код Кирандии. Иллюстрация № 6

То есть, из слов дерева можно сделать вывод, что избранность Брэндона связана с родом, к которому он принадлежит.

Рассмотрим весь эпизод подробней. Начать следует с вопроса: почему вообще с Брэндоном говорит «дерево от имени земли»?

Попробуем выстроить смысловые ассоциации. В мире символов земля – это стихия, принимающая предыдущие поколения. И в таком значении обозначает предков и прошлое. С учетом этого, к слову «древо» так и хочется добавить уточнение – «генеалогическое». Получается, что говорящее дерево – это прямое указание на генеалогические таблицы, спрятанные в церкви Ренн-ле-Шато и проливающие свет на происхождение королевской династии Меровингов. Таким образом, символически с Брэндоном «разговаривает» семейный архив.

Продолжим анализировать диалог. Представившись, «генеалогическое древо» посвящает Брэндона в суть «фамильной проблемы». Оно упоминает о некоем договоре.

Для прояснения этого момента обратимся к цитате из книги «Священная загадка»:

«Известно, что в 496 году между ним (Хлодвигом из династии Меровингов) и святым Ремигием произошло несколько тайных встреч, после которых немедленно последовало надлежащим образом оформленное согласие между франкским королем и римской Церковью. Для Рима это была беспрецедентная политическая победа, которая обеспечивала выживание его Церкви и устанавливала ее высшую духовную власть над всей Западной Европой. Инструментом этой духовной гегемонии, мечом из плоти и крови