Литвек - электронная библиотека >> Алексей Викторович Шолохов и др. >> Ужасы и др. >> Redrum 2015 >> страница 33
персонаж говорит о том, что его «ожидают предки». Как правило, под этим словом подразумевают родителей. Поэтому слова рассказчика о «мертвых» звучат в этом конктексте неожиданно для читателей. Легкий смысловой скачок, основанный на метафоричности языка, вызывает любопытство — тем самым держит интерес читателя. Что же это за «мертвые», которые «не ждут»? Дальнейший разговор персонажей показывает, что действительно — и первый персонаж, китаец, так же подразумевал буквально понимание «живых мертвых».

(обратно)

43

Мария Артемьева

В следующих отрывках в речи персонажа отчетливо меняется интонационный рисунок. В подчеркнутых предложениях стиль отличается от общего стиля повествования. Здесь интонационный рисунок фраз выстроен характерным для фольклора образом: более распевано, используются риторические вопросы, единоначатия (когда фразы начинаются с одного и того же слова), повторы — они служат чем-то вроде рифмованных акцентов в стихах (там — там, нигде — нигде, много — много). Очевидно, что это стилизация под лиричную народную песню, только в прозе.

(обратно)

44

Мария Артемьева

В этом отрывке интонация снова меняется: она приближена к бытовой речи. Это делает ситуацию более реалистичной и достоверной.

(обратно)

45

Мария Артемьева

Снова смена интонационного рисунка: певучее единоначатие, высокий стиль, метафоры.

(обратно)

46

Мария Артемьева

Рассказ начался описанием природы — и им же закончился. Но — сравните, как изменилось это описание. Если в начале природа «говорит с человеком и человек понимает ее», то в заключительном эпизоде у природы «темный лик», она «хранительница тайн», и употребленные автором прилагательные говорят скорее о загадке и грозности природы: «потемневшая река», «туман клубился», «призрачная пелена».

⠀⠀ ⠀⠀ ⠀⠀

(обратно)