Литвек - электронная библиотека >> Григорий Борисович Юдин >> Социология и др. >> Легитимность, популизм и выборы: статьи в газете «Ведомости» >> страница 12
говорил, что надо молиться, чтобы уверовать. Тот, кто вчера был нейтрален, а сегодня волей обстоятельств оказался перед бюллетенем и поставил галочку, едва ли легко откажется от своего действия прямо завтра. И если назойливо упрекать его в том, что он оказался жертвой принуждения, то это лучший способ заставить его укрепиться в своем новом убеждении.

Однако принципиально важный итог состоит в том, что тотальной мобилизации не состоялось, несмотря на все усилия Кремля. Даже при таком сверхнажиме огромная часть избирателей предпочла уклониться. Это произошло по разным причинам: кто-то не любит принуждения, кто-то просто не видит в выборах смысла, кто-то сознательно выбрал электоральную забастовку, а кто-то не смог прийти по личным обстоятельствам. Наконец, часть пришедших проголосовала за других кандидатов: даже Павел Грудинин, которого еще полгода назад не знал практически никто, набрал 11%.

Российское общество разделено сегодня пополам. Между этими половинами нет никакого серьезного конфликта, но граница между ними обозначает предел возможностей мобилизации административной машины. При сегодняшней архитектуре режима больше мобилизовать ему будет уже трудно – напротив, неизбежная усталость от двух десятилетий путинского правления будет тянуть этот потолок вниз.

Достаточно скоро машине легитимности понадобится новое топливо. После скандальных выборов 2012 г. такой легитимацией стало присоединение Крыма и появление серии «крымских опросов», в которых родились символические «86%». В воскресенье мы выяснили, чему на самом деле равны эти 86%. С этого момента в России начинается борьба за новое большинство, и похоже, это были последние скучные выборы на долгое время.

Автор — профессор Московской высшей школы социальных и экономических наук