Литвек - электронная библиотека >> Александр Шаров (Шер Израилевич Нюренберг) >> История: прочее >> Он сгинул в синем просторе… >> страница 3
якорь у берегов острова Ваникоро.

Туземцы показали ему проход в кольце рифов, который они даже спустя четыре десятка лет продолжали называть «Ложным» или «Губительным» каналом. В тот далекий штормовой день флагманский корабль Лаперуза, «Буссоль», первым вошел в канал, стремясь к казавшейся безопасной гавани, но потерпел крушение на коралловом рифе, коварно притаившемся под самой поверхностью воды. Поспешившая на выручку «Астролябия» намертво села на банку. В отчете Дюмон-Дюрвиля говорится: «На глубине трех-четырех саженей лежали на дне якоря, корабельные орудия, ядра и груды свинцовых плит». Последние сомнения развеялись, когда матросы Дюмон-Дюрвиля сумели вызволить из кораллового плена предметы, которые достоверно были на борту «Буссоли» и «Астролябии». Итак, кладбище кораблей Лаперуза было об наружено. Но несмотря на то, что дальнейшие поиски продолжались с перерывами вплоть до 1964 года, мы так и не знаем, посчастливилось ли самому Лаперузу уцелеть после кораблекрушения, был ли он одним из тех двух французов, которые долгие годы жили на Ваникоро, или уплыл со своими товарищами на маленьком боте спустя несколько месяцев после гибели кораблей.

Тихий океан умеет хранить тайны. Но имя Лаперуза и поныне помнят и уважают все, кого судьба забрасывает в бескрайние просторы Великого Южного моря. Этим именем наречен пролив между островами Сахалин и Хоккайдо, а также несколько географических достопримечательностей на Гавайях, острове Пасхи и в Австралии.