Литвек - электронная библиотека >> Алексей Кузнецов >> Публицистика >> Еврейские гитлеровские коллаборационисты >> страница 3


Отношение к своим единоверцам

В гетто еврейских полицейских побаивались наряду с немцами и даже больше. Еврейские полицейские, знающие, что могут быть запросто расстреляны немцами, пытались перед ними выслужиться, подражали им и нещадно избивали своих единоплеменников, иной раз до смерти.

Большинство из этих людей, в прошлом образованных, избрали путь выживания путём самого тесного сотрудничества с нацистами. Полиция, как и члены «юденрата» приняли ошибочную позицию, мол, когда все нетрудоспособные сдохнут, тогда останутся рабочие и они — еврейская власть. Поэтому ждать помощи неработающего на нацистов еврею у полицейского было бессмысленно, смерть больного, старика, малого ребёнка — это жизнь таких приспособленцев.

Хотя известны факты участия полицейских в движении сопротивления в Рижском гетто. Некоторые бывшие полицаи участвовали в восстании в Варшавском гетто, хотя большинство их участвовало как раз в подавлении восстания.

Полиция и агенты-евреи, служащие немцам, выдавали немцам евреев-подпольщиков. Весной-летом 1942 года в варшавском гетто начались первые аресты и убийства по спискам, подготовленным ими. Доходило до абсурда. Например, немец по происхождению, адвокат Бенедиктович, презревший привилегию записаться в фольксдойчи, собирал для евреев деньги, помогал выбраться из гетто. По доносу еврея — агента гестапо он был арестован и просидел девять месяцев в тюрьме!

Отношение к полицейским у евреев было однозначным — предатели. На стенах полицейских комиссариатов появлялись плакаты типа: «Смерть еврейским полицейским, которые помогли немцам перебить 200 000 собратьев!». Начальник еврейской полиции Шериньский впоследствии был ранен, а его заместитель Лейкин был убит подпольщиками, на стенах появились соответствующие плакаты. Далее подпольщики совершали не очень частые убийства евреев, состоящих в «юденрате» или являющихся агентами немцев…



Еврейские гитлеровские коллаборационисты. Иллюстрация № 6
Кадр из художественного фильма о судьбе варшавского гетто «Пианист». Внутри гетто еврейская полиция открывает ворота, снаружи польская


«Юденрат»

Члены «юденрата», крепко связанные с полицией, также терроризировали население гетто. «Юденрат» занимался распределением питания в гетто, что давало серьёзный повод для обогащения — в 1941 году поступления от продажи хлебных талонов составляли более двух третей доходов «юденрата». По свидетельству очевидцев, в «юденрате» ухитрялись брать мзду даже с уличных нищих.

Члены «юденратов», полицейские, жулики и спекулянты, нажившись на смертях других евреев, могли посещать театры (в гетто было 6 театров), рестораны, кафе, покупать газеты и пользоваться другими благами. Они устраивали пышные свадьбы, одевали своих женщин в меха и дарили им бриллианты! Забавно, что нацисты снимали в хронику из жизни гетто эти редкие сцены и показывали в нейтральных странах, мол, как хорошо живётся евреем при нацистах! Таким образом, эти евреи стали пособниками чудовищного обмана… «До первых мест в нашем загаженном мирке дорвались гнусные паразиты», — записал в дневнике учитель Абрам Левин.

Возмутительно то, что обогатившиеся на чужом горе имели возможность за крупную взятку покинуть гетто, в случае опастности, и раствориться в Варшаве или откупиться. Иногда, еврейские полицейские, получив взятку, даже сами подставляли лестницы к стене, отделяющей гетто от Варшавы. Многим мерзавцам удалось пережить ликвидацию Варшавского гетто.

По подсчетам евроейского сопротивления, половина Варшавского гетто буквально умирала от голода, 30 % «просто голодали», 15 % недоедали и только 5 % жили в достатке, некоторые даже лучше, чем до войны.



Еврейские гитлеровские коллаборационисты. Иллюстрация № 7
Еврейский полицейский в белом костюмчике между двумя гитлеровцами. Гетто в г. Лодзь. На переднем плане солдат с табличкой патрульной службы СС


Гестаповские агенты

Некоторые евреи служили шпионами на гестапо! Специфика жизни в гетто способствовала лёгкой вербовке еврея, в случае угрозы жизни ему или его семье. Конечно, люди с убеждением не сотрудничали с немцами, а мерзавцы — да! Многие попавшиеся контрабандисты стали агентами гестапо — сообщали о припрятанном золотишке, а также о подпольщиках. Такими были контрабандисты Кон и Геллер. Летом 1942 г. они оба были убиты их гестаповскими контрагентами, решившими, очевидно, что пришла пора наложить руку на немалые капиталы предпринимателей.

Самым знаменитым агентом гестапо был ярый сионист, сын раввина, Абрам Ганцвайх. Он создал целую сеть якобы общественных организаций, содействовавших гестапо. Целью его было привлечь в них активные и влиятельные силы гетто, чтобы поставить их под контроль и на службу нацистам.

В числе прочих, им была организована т. н. «отдел по борьбе со спекуляцией» со своими сотрудниками 200–300 человек с особой формой и правами. Это была явная конкуренция еврейской полиции по части сбора взяток с контрабандистов.

Смысл его мировоззрения был такой — по окончании войны евреи будут вывезены за пределы Европы и получат широкую автономию (такие планы, как уже говорилось, были у нацистов до войны). Гетто, по его мнению, это благо, т. к. здесь евреи избавились от угрозы растворения в других народах, получили самоуправление и возможность развивать без чуждых влияний еврейскую культуру. Появилась невиданная доселе возможность даже служить в полиции. А плохая жизнь в гетто — это «всего лишь» следствие войны. Пожалуй, этот человек и его единомышленники единственные имели политическую базу для коллаборационизма.

Характерно то, что когда немцы распустили фальшивые организации Ганцвайха 200 его сотрудников перешло после этого в еврейскую полицию. В конце концов, холуй немцам надоел и в ночь на 24 мая 1942 г. немцы перестреляли всех людей Ганцвайха, кого смогли обнаружить. Самому Ганцвайху с несколькими помощниками удалось скрыться.

В конце концов, агент со стажем погиб в 1943 вместе с семьёй в тюрьме.



Еврейские гитлеровские коллаборационисты. Иллюстрация № 8
Еврейские полицейские гетто г. Краков


Убей соседа, чтобы выжить самому…

Судя по источнику (), подсократить (оставить только работающих в немецких фирмах) Варшавское